какую речь древние греки считали правильной

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Издавна родиной красноречия считается Древняя Греция хотя оно существовало также и в других крупных странах того времени таких как: Египет и Индия. Красноречие было необходимо Древней Греции, так как многие вопросы решались публично. Чтобы привлечь внимание аудитории, политическим деятелям было необходимо обладать искусством красноречия. Особенно популярными в Древней Греции были судебные речи. В связи с тем, что прокуроров не существовало в то время, то обвинителем мог выступить любой человек. И поэтому обвиняемому приходилось доказывать свою невиновность только с помощью своего красноречия. Стоит отметить, что древнегреческое красноречие являлось не только огромным достижением культурной жизни, но и первостепенным показателем ее общественной — политической зрелости. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

Культура, существовавшая в Древней Греции, была творчески принята в Древнем Риме. Развитию красноречия в Риме способствовали уникальные образцы ораторского искусства греков, которое со II в. до н. э. стало предметом тщательного изучения в специальных школах.

С яркими речами выступали политические деятели, такие как братья реформаторы Гракхи, особенно Гай Гракх, который был удивительным оратором. Увлекая народные массы своим красноречием, в своих выступлениях он использовал даже театральные приемы. Особенно среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. В азианском стиле развивается стремление к максимальной действенности каждой части фразы и сильным ритмическим эффектам. Для аттицизма был свойственен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в следовали: Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат “Брут”. Но такой оратор как Цицерон разработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Расцвет красноречия в Древнем Риме приходится на 1 век н.э., именно в тот момент особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу ярких ораторов во главе с великим Марком Тулием Цицероном.

Именно он считал Демосфена лучшим ритором Греции и считал, что современникам стоит учиться у него искусству красноречия. Почитая Демосфена, он самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по всеобщему признанию, превзошел «учителя». Цицерон известнейший оратор, политик, писатель Древнего Рима. Его имя стало даже нарицательным. По его мнению, подлинное красноречие — это то, что дается труднее, чем, кажется. Цицерон создал ораторскую теорию, на основе своего богатого опыта показал глубокую сущность ораторского искусства

Также римские теории красноречия развивались так же Марком Фабием Квинтилианом. Он был великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». Труд Квентилиана строго продуман и имеет системность. В этих книгах он учел весь опыт классической риторики и обобщил опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это была вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Так же он рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. По его мнению, риторика — наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Речь оратора должна быть ясна. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи. К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообщение. Вершина ораторского искусства, по мнению Квинтилиана,- это способность говорить импровизированно, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.

античный риторика стилистика русский

Итоги античной риторики

Из краткого обзора развития античной риторики можно сделать следующие заключения:

1. Возникновение риторики связано в первую очередь с общественной потребностью. Основными тенденциями развития риторики соответствуют политическим и мировоззренческим процессам.

2. Ярчайшие этапы развития риторики и ораторского искусства показывают нам мысль и выражение как единое целое.

3. Исторический анализ демонстрирует, что в развитии знания о риторики существовали две тенденции. С одной стороны — создать систему функционального взаимодействия в рамках триады оратор — речь — аудитория. С другой стороны — превратить риторику в служанку политики. Способность риторики соответствовать противоположным ожиданиям пользователя обеспечена, как представляется, и диалогической сущностью языка, и сложностью, многосторонностью механизмов человеческой коммуникации. Трагедия неразрешимости и в то же время великолепие прозрений античных теоретиков риторики заключается в том, что они пытались установить все доступные регуляторы, обеспечивающие эффективность речевого взаимодействия. Не их вина, что эти механизмы не всегда были востребованы и не всегда срабатывали в реальной ораторской практике.

Источник: http://studbooks.net/2098468/literatura/sravnenie_ritoriki_drevney_gretsii_drevnego_rima

Риторическое искусство Древней Греции. Ораторское искусство появилось в Древней Греции, где были широко распространены судебные выступления.

Родоначальником риторики как науки о красноречии является древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.).

Расцвет риторики совпал с расцветом демократии в афинском полисе. Выступления в собраниях требовали умения выступать с убедительными речами. Древние греки понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Постепенно складывалось практическое направление (составление речей для нужд граждан).

Высказывания практиков-ораторов о языке и стиле выступлений, послужили Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации знаний об искусстве красноречия. Постепенно искусство перерастало в науку.

В древнегреческий период развития риторики существовало два вида красноречия:

Развитие науки о красноречии и систематизация правил об ораторском искусстве требовало создания риторических руководств. Первые руководства были созданы риторами Кораксом и Тисием. Ими же были открыты первые риторические школы, составлены систематические руководства по построению судебных речей. Тисий осуществил попытку сформулировать правила построения речи по определенному плану.

Позднее возник еще один вид — торжественное (эпидейктическое) красноречие, т.е. произнесение речей в честь героев.

В Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия:

— умение убедительно излагать свою речь,

— остроумно отвечать на вопросы,

— говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента),

— спорить против очевидного,

— «сбивать» противника в споре и т.п.

Впервые люди начинают осознанно относиться к процессу словесного творчества.

Ко второй половине V в. до н.э. сформировалась новая система образования. Целью новой системы стало обучение граждан полиса риторическому искусству.

Одним из наиболее известных направлений в античной философии стала софистика. Ее представители, софисты — странствующие учителя красноречия — выдвинули идею об относительности истины. По мнению софистов, каждый человек в каждом свободном государстве имеет собственную точку зрения: следовательно, нет, не может быть объективной истины, но возможно мнение отдельного человека об истине. Софисты считали, что любую истину можно доказать. Таким образом, главная задача риторики, по мнению софистов, заключается в том, чтобы научить доказывать любую истину, научить приемам убеждения.

Помочь в решении данной задачи, считали представители этого направления, могут три «средства»:

— диалектика ситуационных коллизий (искусство рассуждения);

— парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий (содержание);

— риторика (искусство слова).

Софисты обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей: они владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. В этот период слово, логос (речь) становится объектом изучения. Риторика — наукой, обучение которой стало высшей степенью античного образования.

Софисты постоянно занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Ими были заложены основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора — не раскрытие истины, но убеждение слушателей в правоте своего мнения. Предмет риторики — обучение убедительным речам (необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории – такова позиция софистов).

Наиболее известными софистами были Протагор и Горгий.

Протагор(ок. 481 — 411 гг. до н.э.) выдвинул следующую философскую концепцию: «Человек — мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих». Протагор считал: спор, дискуссия не могут ставить перед собой цель поиска истины и отстаивания нравственных принципов, поскольку существует только та истина, которую видит перед собой оратор и в которой он должен убедить аудиторию.

Таким образом, по мнению Протагора, в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель — убеждение аудитории в правоте оратора. Для воплощения этой цели следует использовать любые средства.

Концепция Протагора была подвергнута жесткой критике, критики считали ее несостоятельной, обвиняли его в безыдейности и аморализме. В ответ на критику Протагор выдвинул в защиту своей концепции следующие положения:

— любое знание относительно и временно;

— человеческие убеждения зависят от конкретной ситуации;

— эмоциональное и физиологическое состояние людей бывает различным, поскольку все «в разное время воспринимают разное».

Продолжателем идей Протагора стал Горгий(ок. 483 -375 гг. до н.э.). Он развил идею о том, что не может быть абсолютного («истинного») знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека — «меры всех вещей».

В чем отличие концепции Горгия от концепции Протагора? Горгий считал, что реальность существует, однако «наше мнение» может не совпадать с ней. Выражающие реальность понятия и положения – вне зависимости от убедительности — всегда можно опровергнуть, если доказать их отдаленность от действительности. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Горгий уделял особенное внимание словесной стороне речи, впервые использовал в ораторской практике и описал три самых эффективных риторических приема в прозе:

— звуковые аллитерации, ассонансы.

Софисты разработали логические и психологические основы речи, впервые задумались над приемами нахождения доказательств, разработали учение об этопее — учении о типичных характерах и поступках, вероятных и ожидаемых, проявили интерес к адресату, к акту восприятия.

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с работой над техникой речи, над культурой речи, наконец. Речь, по мнению софистов, — это явление индивидуальное, связанное с учебой, талантом, душевными свойствами конкретного человека. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова — с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  планка как правильно делать

Концепция софистов имела так называемое «слабое место» — учение об относительности истины вызвало споры о моральности или аморальности оратора, о нравственных аспектах красноречия.

С критикой этого аспекта концепции софистов выступил Сократ(469-399 гг. до н.э.). Сократ полагал, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Поэтому риторика бесполезна, поскольку истинное мнение будет сильным даже без всяких риторических ухищрений, а ложное мнение даже с помощью риторики не может устоять против истины.

Оратор составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее «диалектика». Ее главный принцип — заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из «иронии» и «майевтики», а по содержанию — из «индукции» и «определения». Ирония призвана раскрывать внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Мнение противника должно рассматриваться последовательно, при этом из точки зрения вычленяются элементы, опровергающие саму суть этого мнения.

На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) — стадия, на которой у противника должна родиться мысль, нужная его оппоненту. Это и есть — определение, т.е. та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник.

Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. До этого противоположные стороны в споре не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, но сосредоточивали внимание на силе и убедительности собственной речи.

Благодаря Сократу в риторическом наборе появились наводящие вопросы, которые одновременно являлись и аргументами, и контраргументами. Спорящие стали прислушиваться к доводам противной стороны, и споры превратились из так называемых «перепалок» в риторические представления, изящное словесное искусство.

Платон(428 или 427 до н.э. — 348 или 347) — древнегреческий философ, внесший вклад в развитие риторического знания. Он записывал диалоги Сократа. Платон разделял точку зрения Сократа: истинное красноречие основано на подлинном знании, то есть действительно доступно только философу. Философ считал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки.

Риторика (от греч. rhetorike —ораторское искусство) — филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Оратору необходимо много работать над речью, ее созданием и произнесением. По мнению Платона, оратор должен проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

Велико значение концепции великого древнегреческого мыслителя Аристотеля(384—322 гг. до н.э.) для развития риторической науки. В своем руководстве по красноречию он сделал попытку снять противоречие между философией и риторикой.

В своей «Риторике» создал своеобразную философскую риторику, т.е. соединил возможности философии и риторики. Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»). Полностью преодолеть платоновский идеализм Аристотель не мог.

Аристотель считал, что риторика — искусство, сходное с диалектикой: они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Аристотель полагал, что при доказательстве своей точки зрения следует опираться не на обычные приемы управления аудиторией, заключающиеся в чрезмерной патетике, высмеивании противника, введении в заблуждение, а на научный метод.

«Риторика» Аристотеля состоит из трех книг:

1. Определение места риторики среди других наук, разграничение сферы деятельности риторики и диалектики, где риторика — наука о законах мнения, а диалектика — наука о законах знания. Аристотель заложил в основы ораторского искусства логические средства убеждения. В первой книге Аристотель определяет три типа речи:

Философ создал стройную систему классификации этих видов красноречия. Все виды характеризовались по трем параметрам: время, место, цель.

Цели типов речи:

— судебная речь — обвинение или оправдание,

— совещательная речь — совет и убеждение,

— эпидейктическая речь — похвала или порицание.

Аристотель считал, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Теоретик считал, что в речи особую роль выполняют некоторые качества и эмоции: гнев, пренебрежение, милость, вражда и ненависть, страх и смелость, стыд, благодеяние (услуги), сострадание, негодование, зависть.

Кроме того, он говорил о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп: им были предприняты первые попытки осветить некоторые вопросы психологии воздействия на различные группы слушателей.

2. Формирование учения об ораторе и аудитории. Выделенил три слагаемых ораторского искусства: оратора, аудиторию, речь. Как отмечал Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей.

3. Определение проблем стиля и построения речи, введение трех основных критериев речи:

Аристотель «искал» такое полемическое средство, механизм действия которого должен был основываться на законах рационального (непротиворечивого) мышления. Такое средство было найдено — формальная логика.

Главное в логике Аристотеля — учение о силлогизме. Силлогизм — это блок взаимосвязанных умозаключений, представляющих собой в совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей:

Ораторы. Одним из самых известных ораторов Древней Греции был Демосфена (ок. 384 — 322 до н.э.). Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

Воздействие речей Демосфена направлялось на волю и эмоции слушателей. Манеры оратора, отлично поставленный голос, проработанный и отрепетированный текст речи, использование жестов, мимики способствовали достижению необходимого эффекта. Выступление Демосфена воздействовало на слушателей таким образом, что они сами не замечали момента, когда под воздействием речи переходили на сторону оратора, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего. Главным достоинством настоящего оратора Демосфен считал произношение.

Новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин — грек) начинается со второй половины IV в. до н.э. Демократического строй пал, и уменьшилась роль ораторского искусства. В этот период ораторы стремятся улучшить свой текст (сделать его более красивым и выразительным), придавая меньшее значение содержанию речи. Словесная отделка речи имела первостепенное значение.

В эллинистический период было проанализировано значительное число стилистических явлений. В рамках риторики изучались сочетания слов, разрабатывались учения о качествах речи, теоретики и практики продолжали заниматься проблемами тропов, фигур, стилей.

Чрезвычайно популярным становится азиатский стиль, который возник в Малой Азии. Азиатский стиль изучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином, который написал трактат «О возвышенном». Азиатский стиль характеризовался повышенным украшательством, пафосом, экзальтацией.

Противники азиатского стиля утверждали абсолютность классических образцов и строгости речи. Стиль противоположный азиатскому стал называться аттическим, а его представители — аттицистами. Яркие представители аттицизма — Аполлодор Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правил риторики, Цицелий, Дионисий Галикарнасский, — сам сторонник аттического направления, а также Деметрий.

Аттицисты проповедовали утонченную образность, интеллектуальность речи. Они были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы.

Риторика постепенно перемещается из общественно-политической сферы в учебную. Риторика начинает заниматься разработкой школьных декламаций, то есть правилами сочинений вымышленных речей. На этом завершается древнегреческий этап риторического искусства.

Источник: http://studopedia.org/3-9474.html

Сообщение на тему:

Вернова Анна, 203 гр. ФИЯ

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно сушить обувь

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Аристотель и его риторика

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг.

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Ораторы Древнего Рима

Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Квинтилиан – автор риторических наставлений

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.

Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска. богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

Источник: http://studfiles.net/preview/1731941/

1.1 Софисты — учителя риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись» Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.). Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет» Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу. Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

1.3 Аристотель и его риторика

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать. Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование. Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно поливать денежное дерево

Исокра́т (греч. Ίσοκράτης, 436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.

Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за падением её перемены.

Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Источник: http://studopedia.ru/10_186606_drevnegrecheskaya-ritorika.html

Риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались , а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.

Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.

Что такое риторика?

Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.

Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-поли тический строй этого государства. Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды. Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.

Мыслители – основоположники риторики

Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.

Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.

Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:

Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.

Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:

«Брут».

«Об ораторе».

«Оратор».

По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей. Основы сочинений Цицерона – упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью , правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике. Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.

Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).

Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи. Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев. Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.

В целом, древнегреческие философы стали основоположникам и следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:

Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.

Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.

Речи классифицируются . Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.

В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.

Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.

Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.

Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.

Смотрите также

Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это — Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

Основатель афонского монашества. Преподобный Пётр.

В старинные времена гора Афон, сегодняшняя монашеская республика, была безлюдна и лишь несколько языческих капищ были затеряны среди густых лесов полуострова. Согласно преданию православной Церкви, Сама Пречистая Богородица во время своего плавания на Кипр из-за страшной бури высадилась здесь и благословила эти красивейшие места.

Отдых на острове Крит, идеальные места для уединения.

Четверть туристов, прибывающих в Грецию, останавливается на Крите. Но большого скопления отдыхающих можно избежать, если совершить поезду на юг острова. Горы, расположенные в середине Крита, делают южную островную часть обособленной и безмятежной. Юг Крита не так востребован туристами, как его север. В этом кроется интерес к южной части среди приверженцев уединенного, нетипового и спокойного отдыха.

Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть четвёртая)

Салоники стали важным центром становления и распространения христианства. Официальным окончанием языческой эры в империи считается знаменитый Солунский указ императора Феодосия (IV в.) В Салоники во время своего путешествия по Греции проповедовал христианство апостол Павел. Он основал в Салоники общину, для которой им были написаны два его знаменитых послания («К Фессалоникийцам»). Считается, что Первое Послание является первой письменной книгой Нового Завета.

Салоники. Красный дом с привидениями

Одно из немногих оставшихся исторических зданий города Салоники, расположенный напротив Церкви Святой Софии, на перекресте Софийской площади и улицы Эрму -Кокино спити(красный дом) Строительство «дома Логоса», либо красного дома началось в 1926 году и завершено было в 1928 году по заказу Джона Логоса, который приехал в Салоники из города Наусса .

Источник: http://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/ritorika-v-drevnej-grecii.html

Ссылка на основную публикацию