как правильно выбрать монитор

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Перед большинством пользователей всегда стоял такой немаловажный вопрос как правильно выбрать монитор. На сегодняшний день на рынке остались только мониторы жидкокристаллические, чаще всего с LED подсветкой (светодиодной).

Светодиодная (LED) или флуоресцентная (CCFL) подсветка.

Красивая приставка LED говорит о том, что в мониторе используется светодиодная подсветка. Многие пользователи очень часто путают это понятие, считая что монитор состоит из светодиодов. Это далеко не так, светодиоды осуществляют всего лишь подсветку разноцветных фильтров, которые открываются или закрываются движущими кристаллами. И жидкокристаллические мониторы нельзя ни к коем случае называть LED мониторами. Т.к. LED мониторы это совершенно другие устройства, и в обзоре про мониторы я писал о них. Не углубляясь в технические тонкости можно сказать, что качество картинки от того какой тип подсветки используется не меняется. Преимущества LED лишь в меньшей толщине экрана и уменьшенном энергопотреблении. Данный критерий в учет можно вообще не брать, т. к. большинство современных мониторов используют именно LED подсветку.

Тип матрицы.

Пожалуй это самый важный критерий отбора монитора. В основном используются три типа матриц: TN, IPS, VA и PLS. Остальные типы это просто аналоги этих направлений.

Это самая первая матрица, которая является лидером продаж, чаще всего можно встретить название TN+Film. TN расшифровывается как Twisted Nematic, а приставка Film обозначает дополнительный слой экрана, способствующий увеличению угла обзора.

Преимущества и недостатки:

  • низкая цена;
  • хорошее время отклика;
  • плохие углы обзора;
  • низкая контрастность;
  • плохая цветопередача.

Вторая по популярности. IPS расшифровывается как In Plane Switching. Главным преимуществом данного вида матрицы — это качественная цветопередача и хорошие углы обзора. А вот недостаток всего один очень большая стоимость. Существует множество подтипов IPS матрицы, и чем новее подтип, тем по всем параметрам монитор будет лучше любого другого типа.

Первые IPS с уменьшенным временем отклика были S-IPS выпуск в 1998 году. Спустя четыре года появился тип AS-IPS, где было устранено два недостатка время отклика и контрастности. Но все таки эти два типа не были достаточно качественными. В 2006 году появился тип матрицы H-IPS который был довольно качественным. Далее последовали E-IPS, P-IPS, которые были еще более качественными. При выборе монитора с данными видом матрицы необходимо стараться выбрать более новую IPS матрицу, или модель монитора свежего года выпуска, навряд ли производитель будет в свежие модели мониторов пихать матрицы старого образца.

Преимущества и недостатки:

  • хорошая цветопередача;
  • хорошая контрастность;
  • широкие углы обзора;
  • высокая цена;
  • большое время отклика.

Золотая середина между TN и IPS матрицами. В меру дорогие но и качественные, а самые новые подтипы могут соревноваться даже с IPS матрицами. На рынке чаще всего можно встретить MVA и PVA типы матриц, они практически схожи между собой, разница лишь в производителе. MPA разработка Fujitsu, а PVA — Samsung. Позже появились S-PVA и S-MVA, за ними P-MPA, A-MPA. Выбирать тут аналогично как и с матрицами IPS, чем новее тем лучше. Однако стоит отметить, что новые S-PVA и S-MVA по качеству не только доходят то IPS, но и также по цене. Есть бюджетный тип этих матриц C-PVA, который лучше матриц TN. Идеальным выбором считается MVA и PVA относительно цена качество.

Преимущества и недостатки:

  • большие углы обзора;
  • хорошая цветопередача (лучше чем у TN, но хуже IPS);
  • хорошая скорость отклика;
  • глубокий четкий черный цвет;
  • не высокая стоимость;
  • исчезновение деталей в тенях.

Разработана компанией Samsung как альтернатива дорогим IPS матрицам. И как правило используется только в мониторах этой компании.

Достоинства и недостатки:

  • высокая яркость;
  • хорошая цветопередача;
  • широкие углы обзора;
  • низкое потребление электроэнергии;
  • большое время отклика;
  • низкая контрастность;
  • неравномерная подсветка матрицы.

При выборе матрицы следует учитывать, тот факт для каких целей будет использоваться монитор:

  • для геймеров лучший вариант — PLS матрица;
  • обработка фото и графики — IPS матрица;
  • мультимедиа, серфинг в интернете — TN — VA матрица;
  • офисный вариант — TN матрица.

Некоторые считают, чем больше тем лучше, но это не всегда так. Тут конечно дело каждого, да и все зависит от финансовой составляющей пользователя. Если монитор используется чаще для просмотра фильмов, тут не спорю большой размер самое то, для геймеров наверное тоже большой размер имеет значение. Как показывает статистика идеальный размер для человека 21-23 дюйма. Хотя себя не приравниваю не к любителям фильмов, т. к. для этих целей есть телевизор, не к геймерам, но почему то выбрал себе монитор диагональю 27 дюймов, и чувствую себя вполне комфортно. До этого был 22 дюйма, скажу честно чего то не хватало.

Разрешение экрана.

На данный момент оптимальное разрешение считается Full HD это 1920х1080. Меньше брать не стоит, опят таки большинство современных игр поддерживают именно это разрешение. Немаловажный фактор если монитор Full HD и его разрешение 1920х1080, то при смене на меньшее разрешение картинка будет искажаться. Так же важно понимать, что от разрешения и диагонали экрана зависит величина элементов рабочего стола и программ. Например при диагонали монитора 23 дюйма разрешение Full HD будет действительно удобным и комфортным, то на 19 дюймов мониторе такое разрешение будет вызывать только дискомфорт. Сейчас на рынке новомодными стали мониторы 4K его разрешение составляет 3840х2160. Картинка можно сказать завораживающая на этих мониторах, но при условии что контент соответствует этому разрешению. Например если просматривать 4К фильмы, то да качество изумительное, а если уже фильмы смотреть с худшим качеством то разницы от 4К никакой. Ориентируясь на это разрешение, в первую очередь стоит учитывать тот факт потянет ли видеокарта.

Соотношение сторон.

Самым популярным соотношением сторон является 16:9, менее популярны 16:10, 21:9, 5:4, 4:3. Прошло то время когда мониторы и телевизоры были квадратными. Про соотношение сторон 5:4 и 4:3 можно забыть, исключением могут составлять мониторы профессионального типа для дизайнеров и архитекторов. В магазине чаще всего вы встретите соотношение сторон 16:9, хотя и хватает мониторов с другими соотношениями экрана.

Время отклика.

От этого параметра зависит будет ли виден шлейф на движущихся объектах. В современных мониторах чаще всего встречается время отклика от 2 до 8 мс. Для игр и фильмов время отклика должно быть минимально, а для офисных работ сойдет и 8 мс. Самый оптимальный середнячек это 5 мс.

Разъемы монитора.

Выбирая модель монитора важно учесть разъемы. Почти во всех мониторах имеется стандартный аналого-цифрой VGA (D-SUB) разъем, но он проигрывает цифровому DVI. Устаревший VGA может давать небольшие помехи при передаче изображения, в DVI такого не наблюдается. Лучшим выбором будет наличие разъема HDMI, он практически есть во всех моделях современных мониторов, и позволяет более качество без потери передавать картинку на экран. Также в мониторах может присутствовать USB разъем, который бывает в двух вариантов использования. В первом как обычный картридер, т. е. добавлять удобство использования флешек. И второй вариант позволяет просматривать фото и видео напрямую с флешки, используя встроенное программное обеспечение монитора.

Покрытие экрана монитора.

Может быть глянцевым и матовым. Глянцевое покрытие отличается повышенной яркостью, большей насыщенностью при передаче цветов и контраста. Недостатком такого покрытия является блики при ярком свете. Для устранения такого недостатка служат мониторы с антибликовым покрытием и матовым, но правда с таким покрытием ухудшается цветопередача. Как говорится приходится чем то жертвовать.

Особенности.

К особенностям можно отнести наличие 3D, веб-камеры, динамиков, крепления на стену. Как правило за дополнительные особенности придется выложить дополнительные деньги. Поэтому стоит задуматься зачем переплачивать, например за динами в мониторе если у вас имеется отдельная акустика, и т. п.

Бывают такие случаи когда монитор имеет битые пиксели. Битые пиксели — это места, где постоянной точкой светится или белый или черный цвет. Застраховаться от таких случаев невозможно, и при возможности лучше монитор проверить в магазине. Достаточно на весь экран вывести черную, а потом белую картинку и убедится визуально, что они отсутствуют. Чаще всего можно встретить битые пиксели на TN матрице.

При выборе монитора следует отнестись более серьезно, и выбирать его не следует только лишь полагаясь на его дизайн. В первую очередь мониторы морально не устаревают, в отличии от комплектующих компьютера, и как правило мы его покупаем минимум лет на 5. Во вторых это наше здоровье, в частности зрение. Прежде всего при выборе монитора стоит определиться для каких целей он необходим, потом уже определиться с видом матрицы, а уже в зависимости от места на Вашем столе, можно определиться и с размерами.

Источник: http://cool-zero.ru/?p=620

Монитор – одна из самых важных составляющих домашнего компьютера, и к его покупке, и выбору, надо относиться очень ответственно. Причин здесь несколько. Во-первых, это наиболее опасная его часть, от него садится зрение. Во-вторых, хороший монитор не только позволит более эффективно выполнять работу, но и подлинно наслаждаться изображением просматривая любимые фильмы и фотографии. В-третьих, на покупку монитора наиболее правильно выделять большие деньги, ведь он не так быстро устаревает, как та же, например, память или процессор. Это инвестиция минимум на лет 5, и поэтому надо понимать, как выбрать монитор, чтобы потом не пожалеть о приобретении.

Сегодня на рынке остались только жидкокристаллические (ЖК, с английского LCD – Liquid crystal display) мониторы, притом чаще всего со светодиодной подсветкой LED. О них в большей степени мы и будем говорить. Мониторы с трубкой ЭЛТ (CRT) канули в прошлое, их уже не сыскать. Но вот модели LCD, но с более ранней CCFL подсветкой еще встречаются, так что подсветка монитора, это и будет начало нашего познавательного разговора.

1. Светодиодная подсветка (LED) или флуоресцентные лампы (CCFL)?

Красивая приставка LED к мониторам говорит только об одном – о наличии светодиодной подсветки. Немногие понимают устройство современного LCD монитора и структура тут не в том, что каждый пиксель является светодиодом, они лишь выполняют подсветку разноцветных фильтров, которые открываются и закрываются «движущимися кристаллами». И ЖК мониторы рынка нельзя называть LED мониторами, так как это совсем другие устройства. Углубляться в это сложное дело не будем, скажем кратко по теме, разницы по качеству картинки между LED и CCFL нет. Преимущества LED лишь в меньшей толщине экрана и уменьшенном энергопотреблении, поэтому CCFL уже почти полностью вытеснены с рынка. И, по сути, этот критерий даже не стоит брать во внимание, компьютерных мониторов с подсветкой на основе флуоресцентных ламп почти нет в продажах.

2. Выбираем тип матрицы ЖК монитора.

Тип матрицы – это самый важный критерий выбора современного монитора. Поэтому сейчас читаем очень внимательно, ведь ошибка на данном этапе самая глобальная. Итак, на сегодня самые востребованные три типа матриц: TN, IPS и VA. Все другие это аналоги этих трех направлений.

2.1. Тип матрица TN.

Посетив любой магазин своего города или в интернете, мы заметим, что большинство мониторов имеют матрицу TN, точнее – TN+Film. Это самая первая популярная матрица, которая и сегодня является лидером рынка. TN расшифровывается, как Twisted Nematic, приставка «Film» обозначает дополнительный слой экрана, способствующий увеличению угла обзора. И хоть матрицы TN и TN+Film это разные типы, но в наши дни при изготовлении мониторов используется лишь один TN+Film и чаще всего он обозначается только буквами TN, для простоты. Преимущества матриц TN+Film: низкая стоимость и короткое время отклика. Недостатки: малые углы обзора, плохая цветопередача и невысокая контрастность. Но для многих случаев именно эта матрица хороший вариант выбора, даже невзирая на цену, о чем подробнее скажем позже.

2.2. Тип матрицы IPS.

Второй по популярности тип матрицы – IPS (In-Plane Switching). Главные преимущества мониторов на основе IPS: чрезвычайно качественная цветопередача и большие углы обзора. Недостаток один: высокая стоимость. Относительно времени отклика и контрастности тут все зависит от подтипа, которых на сегодня существует очень много. И чем новее подтип, тем по всем параметрам монитор будет лучше любого другого типа.

Первые IPS с уменьшенным временем отклика, были S-IPS, вышедшие в 1998 г. Через четыре года появился тип AS-IPS, где уже был устранен недостаток не только большого времени отклика, но и контрастности. Только эти типы еще не были достаточно качественными и лишь при появлении H-IPS матриц в 2006 г., мониторы IPS стали действительно высококачественными. Дальше было больше, в 2009 г. вышла матрица E-IPS, а в 2010 г. – P-IPS. Кроме того, имеется еще один тип матрицы PLS (Plane-to-Line Switching), который также является подтипом IPS, но собственной разработкой Samsung 2010 г. Есть и AH-IPS матрицы, которые аналогично являются подтипом IPS, а еще точнее – модификацией LG матрицы PLS от Samsung. Что выбрать? Стараемся выбирать более новую версию IPS или просто покупать новый монитор этого года с технологией IPS, ведь в новых моделях крайне редко ставят старые матрицы. Правда имеются и бюджетные подтипы, как E-IPS, который по качеству чуть хуже, но по цене не намного выше того же TN типа.

2.3. Тип матрицы VA.

Третий популярнейший тип матрицы, это VA (Vertical Alignment). Он был разработан, чтобы на рынке появилась «золотая середина» между TN и IPS матрицами. Так и случилось, VA действительно стали идеальным выбором для многих. VA матрицы в меру дорогие и высококачественные, а самые новые подтипы могут по качествам даже соревноваться с мониторами на базе IPS матриц.

На рынке чаще всего вместо VA встречается более совершенный тип MVA, он и самый популярный. Вместе с ним, не менее популярный и PVA тип, притом частенько в Интернет-магазинах объединяют мониторы этих двух типом и пишут просто MVA/PVA. Все из-за их схожести, они ведь почти идентичны, MVA просто является разработкой Fujitsu, а PVA – Samsung. Поэтому на мониторах Samsung мы не найдем матриц MVA, как и на мониторах других брендов – PVA. Но это лишь первые разработки, позже появились более совершенные матрицы S-PVA и S-MVA. За ними P-MVA, A-MVA, которые еще качественнее прежних. Выбор тут аналогичен, как с матрицами IPS. Только стоит подметить, что новые S-PVA и S-MVA матрицы не только по качеству доходят до аналогов IPS, но и по цене. И если выбирают тип VA именно из-за «золотой середины», тогда и выбор должен быть соответствующим, не стоит выбирать в этом случае самые «крутые» подтипы. А кто ищет очень дешево, тот может обратить внимание на бюджетный тип C-PVA, который лучше TN по картинке и такой же по стоимости.

Сложно. И, наверное, некоторые читатели так и не поняли, как выбрать монитор по типу матрицы. Для упрощения скажем, что цены более-менее стоят в одной категории, так что выбирать лучше всего среди самого популярного типа IPS, но для этого важно в критерии добавить фактор «назначение монитора» и после всех анализов мы именно на этом и закончим наши рассуждения. Тогда всем станет все понятно.

Прежде чем перейти к другим факторам поиска хорошего монитора, скажем еще немного о понятии TFT. Часто люди ищут TFT-мониторы, которые пропали с рынка. Куда? Объясним, TFT – это аббревиатура от thin-film transistor, что значит «тонкопленочный транзистор». Эти транзисторы используются в матрицах ЖК-мониторов, и являются частью дисплея, по сути, это и есть TFT-дисплеи – TFT LCD. И в действительности ничто никуда не пропало, TFT везде, даже в самых новых разработках OLED и AMOLED.

3. Размер дисплея.

Как выбрать монитор по размеру дисплея? Большинство скажет: чем больше – тем лучше. Мы не согласимся!

Сравнивая цены мониторов на 19″ и 21″, каждый заметит мизерную разницу, цены буквально одинаковы. Поэтому купить монитор даже на 26″ не особая проблема и цена продолжает падать и становится еще доступнее с каждым годом. Но не забываем, что это не телевизор и сидеть у монитора придется очень близко. Так что размер более 25″ уже наоборот, станет вызывать дискомфорт. Идеальный размер для человека – 21-23″, исключение – мониторы под особые профессиональные задачи.

4. Разрешение экрана.

Конечно, идеально это выбирать разрешения HD 720p. (1366×768) и даже Full HD 1080p (1920х1080). Можно чуть меньше, что будет дешевле. Но секрет оценки разрешения в другом. Важно понимать, что в LCD мониторах, в отличии от CRT, не желательно менять разрешения. Если в инструкции монитора прописано 1920х1080, устанавливать меньше не рекомендуется, картинка будет слегка искажаться. Одновременно, важно понимать, что от разрешения и диагонали экрана зависит величина элементов рабочего стола и программ. И если на экране 23″ с Full HD разрешением картинки будут действительно удобные для восприятия, то на мониторе 19″ с Full HD, они будут крошечными. Это уже и неудобство управления, и дополнительная нагрузка на глаза. Так что однозначно слишком высокое разрешение – это хорошо для больших экранов, и однозначно плохо, когда разрешение высокое, а диагональ монитора менее 20″.

5. Отношение сторон.

Самое популярное отношение сторон – 16:9, менее популярны – 16:10, 21:9, 5:4, 4:3. Прошло время, когда телевизоры и мониторы были почти квадратными. Так что о 5:4 и 4:3 можно забыть, они редкость, хотя и встречаются, чаще всего профессионального типа для дизайнеров и архитекторов, где важно во все стороны все видеть. Для серфинга в интернете, работы в текстовых редакторах такое соотношение сторон также очень удобное, но, к сожалению (или к счастью?), сейчас компьютер чаще всего используется в роли «телевизор+DVD», то есть, для просмотра фильмов. А кино и дома начинают смотреть, как в кинотеатрах – на широкоформатных экранах. Так что большинство мониторов теперь выпускают именно в широкоформатном формате 16:9, на котором, кстати, еще очень удобно работать в табличных редакторах. Есть, правда, исключения в виде 16:10, которые специально созданы, чтобы хоть немного добавить удобства в работе с браузером и текстовыми редакторами. А излишества 21:9, только на любителя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как научить ребенка правильно бегать

6. Время отклика матрицы.

Важный параметр, о котором часто забывают, это время отклика. От него зависит, будет ли виден шлейф на движущихся объектах. В современных мониторах он бывает очень низким, зачастую 2-8 мс. Именно в этих границах и советуем выбирать монитор. Для игр и фильмов, важно иметь его невысоким, не более 5 мс, для офисных работ – можно и 8 мс. Но опять же, все зависит от типа матрицы. В TN технологии время отклика низкое, а вот выбирая матрицы IPS с откликом менее 5 мс, получим список только дорогих моделей. При малом бюджете надо чем-то жертвовать, или качеством картинки, или временем отклика, или деньгами.

7. Разъемы монитора.

Выбирая модель ЖК-монитора, особенно недорогого, важно учесть нужные разъемы. Почти во всех мониторах имеется стандартный аналогово-цифровой VGA (D-Sub) разъем, но в современных тенденциях он проигрывает цифровому DVI, который обязательно должен присутствовать. Устаревший VGA может давать небольшие помехи при передаче изображения, во втором DVI – такого не происходит. Можно также присмотреться к разъему DisplayPort, который еще более продвинутый в сравнении с DVI, что важно для дорогих моделей. Но вначале надо убедиться, поддерживает ли эти высокие характеристики сам компьютер, иначе смысла выбирать монитор с DisplayPort нет, разве что в перспективу. Аналогично с HDMI разъемом, который нужен лишь в случаях, когда на монитор есть желание выводить качественное FullHD изображения с других устройств поддерживающие HDMI. Все остальное, типа SCART, S-Video, AV выбирается лишь в случае, когда монитор или системный блок имеет внутренний TV-тюнер.

Отдельно хочется сказать о USB, который частенько проскакивает на современных моделях жк. Его наличие желательно, но все индивидуально. А главное, надо разобраться, что несет USB разъем на мониторе, так как бывают два варианта его использования. В первом случае, USB может позволить смотреть фотографии или воспроизводить видео на мониторе непосредственно с флешки, камеры или фотоаппарата без компьютера. Во втором случае, USB может быть своеобразным картридером, то есть, добавлять удобство использования флешек на компьютере.

8. Назначение монитора.

По назначению самым популярным типом является монитор «для офиса и дома». То есть, на нем удобно работать, иногда посмотреть кино и поиграть в игрушки. В этом случае не стоит гнаться за большой диагональю, шикарным типом матрицы и т. п., достаточно самого минимума. А современный минимум, это лучше чем профессиональная модель десятилетней давности. Второй тип, это монитор «для фильмов». Тут важен размер, обязательно широкоформатное отношение сторон, а вот насчет типа матрицы подойдет все, главное это низкое время отклика. Для монитора «игрового» тоже самое, время отклика самое важное, соотношение сторон стандартное, чтобы большинство игрушек могло поддерживать его. Разрешение в «игровых» мониторах при малом и среднем бюджете лучше выбирать небольшое, ведь игры «съедают память», так что при выборе FullHD надо позаботиться и про хороший запас оперативной памяти, и о покупке новой высокоскоростной видеокарты, иначе будет сильно глючить.

«TV-монитор» отдельная тема, тут важно наличие правильных разъемов и встроенного TV-тюнера. С качеством картинки можно не заморачиваться выбирая TN+Film, ибо картинка TV-сигнала редко достигает FullHD. И совсем противоположные характеристики выбираем для «профессиональных мониторов», тут только новые матрицы IPS, чтобы цвета идеально передавались, чтобы диагональ была побольше, цена, конечно, будет минимум в два раза превышать классику.

Последний популярный тип «мультимедийный монитор» – монитор с колонками. Скажем честно, это всего лишь красивое название для рекламы, лучше купить колонки дополнительно, звук будет чище. Притом внутренние колонки сейчас можно найти во многих моделях, это не такая сверх аппаратура, чтобы о ней вообще вести обсуждение.

Так что для выбора, особенно экономного, надо не только выбирать оптимальные характеристики, но и основываться на назначение. Для каждого использования – свой монитор.

9. Контрастность и яркость.

Ведя рассуждение о типе матрицы мы упоминали о контрастности и яркости. По сути, контрастность в современных матрицах низкая лишь в TN типе, а IPS и MVA/PVA буквально сошлись уже в качестве (если точно, то в MVA и PVA чуть выше). Но если хочется цифр, тогда выбирать надо контрастность выше. При этом обращаем внимание при сравнивании, что контрастность бывает статическая и динамическая, поэтому и сравнивать надо однотипные характеристики. С яркость еще проще, берем не ниже среднего параметра в 250 кд/м2.

10. Покрытие экрана монитора.

Покрытие экрана монитора может быть глянцевым или матовым. Первый тип хорош повышенной яркостью, что в итоге дает и большую насыщенность в передаче цветов и контраста. Но при ярком освещении, такие мониторы будут создавать блики, что полностью испортит всю красоту изображения. Как альтернатива таким изъянам, можно купить монитор с антибликовым, матовым покрытием. Логично предположить, что выбор между глянцевым и матовым покрытием зависит от рабочего места, солнечных лучей и внутреннего освещения помещения.

11. Особенности.

К особенностям относим режим 3D, наличие веб-камеры или динамиков, совместимость с MAC, крепеж к стене и м. д. Все индивидуально и в каждой модели можно найти свои, интересные особенности, поэтому что-то конкретно говорить тут не стоит. Разве что упомянуть об сенсорном экране. Такие компьютерные мониторы еще редкость, но уже присутствуют на рынке. С новым Windows 8 вполне шикарный выбор, только на сколько он полезный? Подумайте, возможно, при желании тыкать постоянно в монитор пальцами, стоит просто выбрать планшет. Они удобнее сенсорных мониторов и специально разработаны для такого управления.

12. Битые пиксели.

Случается, что новый монитор имеет «битые пиксели». То есть, места, где постоянно точкой светится или белый, или черный цвет. К сожалению, застраховаться от такого случая можно лишь одним путем, если тщательно проверить все пиксели воочию. Для этого достаточно загрузить на весь экран поочередно белый, черный, цветные заливки и даже сеточки или шахматные узоры прямо в магазине непосредственно перед покупкой. Но покупая в интернет-магазинах, мы никак не застрахуем себя от этого. Ведь «битый пиксель» допускается в новых мониторах, для этого предусмотрен специальный стандарт ISO 13406-2, подразумевающий 4 класса мониторов, каждый из которых может нести один или несколько таких «мертвых пикселей». Притом самый высокий класс вообще не может иметь таких изъянов, но мониторы к ним относятся лишь самые дорогие.

Если свести параллель между типами матриц и «битыми пикселями», тогда лучший выбор – IPS и MVA/PVA матрицы. Здесь «плохие пиксели» встречаются реже, чем в TN матрицах, и цвет их черный, что менее заметно. В TN мониторах «плохие пиксели» белые и встречаются чаще, ибо сама технология изготовления более удешевлена.

Итог таков: выбор современно ЖК монитора сложный процесс, но оценивая все внимательно, мы обязательно отыщем свой идеальный вариант. Главное, правильно выбрать тип матрицы, это минимум 90% успеха и с этого надо начинать свой выбор.

Источник: http://kak-vybrat.com/kompyuternaya-texnika/monitor/516/kak-vybrat-monitor.html

Оптимальная диагональ экрана, какой тип матрицы лучше, разъемы монитора, производители, как выбрать лучший монитор по соотношению цена/качество.

Монитор предназначен для вывода информации, поступающей от компьютера, в графическом виде. От размера и качества монитора зависит комфорт работы за компьютером.

Содержание

Содержание

1. Рекомендуемые модели

Для тех у кого нет времени, чтобы прочитать всю статью, я сразу же даю рекомендуемые модели мониторов с кратким пояснением.

Я рекомендую мониторы с IPS или PLS матрицей диагональю от 23″ с временем отклика не более 8 мс, имеющие разъем DVI (или VGA) и HDMI.

Самые оптимальные по соотношению цена/качество на сегодня это LG 24MP58D-P и 24MK430H.
Монитор LG 24MP58D-P
Монитор LG 24MK430H

Также есть аналогичные модели Samsung S24F350FHI и S24F356FHI. Они не отличаются качеством от LG, но возможно кому-то больше понравятся по дизайну.
Монитор Samsung S24F350FHI
Монитор Samsung S24F356FHI

А вот DELL S2318HN и S2318H уже значительно превосходят мониторы корейских брендов по качеству электроники, материалов корпуса и программной прошивки.
Монитор DELL S2318HN
Монитор DELL S2318H

Если вам чем-то не угодил дизайн DELL, то обратите внимание на мониторы HP EliteDisplay E232 и E242, они имеют такое же высокое качество.
Монитор HP EliteDisplay E232
Монитор HP EliteDisplay E242

Если вы хотите понять почему я рекомендую именно эти модели, разобраться во всех параметрах мониторов, то читайте статью дальше.

2. Производители мониторов

Лучшие мониторы производят Dell, NEC и HP, но они и самые дорогие.

Особой популярностью пользуются мониторы крупных европейских брендов Samsung, LG, Philips, BenQ, но в бюджетном сегменте есть много моделей невысокого качества.

Также можно рассматривать мониторы хорошо известных китайских брендов Acer, AOC, Viewsonic, отличающиеся средним качеством во всем ценовом диапазоне, и японского бренда Iiyama, под которым производятся как дорогие профессиональные, так и бюджетные мониторы.

Среди игровых мониторов неплохо зарекомендовала себя компания ASUS.

Не рекомендую приобретать мониторы других, менее известных брендов, так как могут возникнуть проблемы с их гарантийным обслуживанием.

В любом случае внимательно читайте обзоры и отзывы, обращая особое внимание на недостатки (низкое качество изображения и сборки).

3. Гарантия

Современные мониторы не отличаются высоким качеством и часто выходят из строя. Гарантия на качественный монитор должна составлять 24-36 месяцев. Самое лучшее в плане качества и скорости гарантийное обслуживание предлагают компании Dell, HP, Samsung и LG.

4. Соотношение сторон

Раньше мониторы имели соотношение ширины и высоты экрана 4:3 и 5:4, что ближе к квадратной форме.

Таких мониторов уже не много, но их все еще можно встретить в продаже. Они имеют экран не большого размера 17-19″ и этот формат подходит для офисных или каких-то специфических задач. Но в целом такие мониторы уже не актуальны, а для просмотра фильмов вообще не годятся.

Современные мониторы являются широкоформатными и имеют соотношение сторон 16:9 и 16:10.

Наиболее популярный формат 16:9 (1920×1080) и он подходит большинству пользователей. Соотношение 16:10 делает экран чуть больше в высоту, что удобнее в некоторых программах с большим количеством горизонтальных панелей (например, при монтаже видео). Но при этом разрешение экрана также должно быть немного больше в высоту (1920×1200).

Некоторые мониторы имеют ультра-широкий формат 21:9.

Это очень специфичный формат, который может использоваться в некоторых видах профессиональной деятельности, где необходима одновременная работа с большим количеством окон, например проектирование, видеомонтаж или биржевые котировки. Сейчас этот формат также активно продвигается в игровую индустрию и некоторые геймеры отмечают большее удобство, благодаря расширению обзора в играх.

5. Диагональ экрана

Для широкоформатного монитора диагональ экрана 19″ является слишком маленькой. Для офисного компьютера желательно приобретать монитор с диагональю экрана 20″, так как он будет не существенно дороже 19″, а работать за ним будет удобнее. Для домашнего мультимедийного компьютера лучше приобрести монитор с диагональю экрана 22-23″. Для игрового компьютера рекомендуется размер экрана 23-27″ в зависимости от личных предпочтений и финансовых возможностей. Для работы с большими 3D-моделями или чертежами желательно приобрести монитор с диагональю экрана от 27″.

6. Разрешение экрана

Разрешение экрана – это количество точек (пикселов) в ширину и высоту. Чем выше разрешение, тем четче изображение и больше информации помещается на экране, но текст и другие элементы становятся мельче. В принципе проблемы с мелкими шрифтами легко решаются включением масштабирования или увеличением шрифтов в операционной системе. Учтите так же, что чем выше разрешение, тем более высокие требования предъявляются к мощности видеокарты в играх.

В мониторах с экраном до 20″ на этот параметр можно не обращать внимания, так как они имеют оптимальное для них разрешение.

Мониторы 22″ могут иметь разрешение 1680×1050 или 1920×1080 (Full HD). Мониторы с разрешением 1680×1050 стоят дешевле, но видео и игры на них будут выглядеть хуже. Если вы будете часто смотреть видео, играть или заниматься фотомонтажом, то лучше взять монитор с разрешением 1920×1080.

Мониторы 23″ в основном имеют разрешение 1920×1080, которое является самым оптимальным.

Мониторы 24″ в основном имеют разрешение 1920×1080 или 1920×1200. Разрешение 1920×1080 – более популярно, 1920×1200 – имеет большую высоту экрана, если вам это нужно.

Мониторы 25-27″ и более могут иметь разрешение 1920×1080, 2560×1440, 2560×1600, 3840×2160 (4K). Мониторы с разрешением 1920×1080 являются оптимальными по соотношению цена/качество и с точки зрения производительности в играх. Мониторы с более высоким разрешением дадут более высокое качество изображения, но будут стоить в несколько раз дороже и для игр потребуется более мощная видеокарта.

Мониторы с ультра-широким экраном (21:9) имеют разрешение 2560×1080 или 3440×1440 и в случае использования в играх потребуют более мощную видеокарту.

7. Тип матрицы

Матрицей называется жидкокристаллический экран монитора. Современные мониторы имеют следующие типы матриц.

TN (TN+film) – дешевая матрица со средним качеством цветопередачи, четкости и плохими углами обзора. Мониторы с такой матрицей подходят для обычных офисных задач и не подойдут для просмотра видео всей семьей, так как имеют плохие углы обзора.

IPS (AH-IPS, e-IPS, P-IPS) – матрица с высоким качеством цветопередачи, четкости и хорошими углами обзора. Мониторы с такой матрицей прекрасно подходят для всех задач – просмотра видео, игр, дизайнерской деятельности, но стоят дороже.

VA (MVA, WVA) – компромиссный вариант между матрицами типа TN и IPS, имеет высокое качество цветопередачи, четкости и хорошие углы обзора, но особо не отличается по цене от недорогих IPS матриц. Мониторы с такими матрицами уже не очень актуальны, но могут быть востребованы в дизайнерской деятельности, как они все же дешевле профессиональных IPS матриц.

PLS (AD-PLS) – более современный удешевленный вариант IPS матрицы, обладающий высоким качеством цветопередачи, четкости и хорошими углами обзора. По идее мониторы с такими матрицами должны стоить дешевле, но появились они не так давно и их стоимость пока еще выше аналогов с IPS матрицей.

Поскольку мониторы с IPS и PLS матрицами уже не на много дороже чем с TN, то для домашних мультимедийных компьютеров рекомендую приобретать именно их. Однако, матрицы IPS и TN также бывают разного качества. Обычно те которые называют просто IPS или TFT IPS имеют более низкое качество.

Матрицы AH-IPS и AD-PLS имеют более низкое время отклика (4-6 мс) и больше подходят для динамичных игр, но общее качество изображения у них ниже, чем у более дорогих модификаций.

Матрица e-IPS имеет уже значительно более высокое качество изображения и лучше подходит для дизайнерских задач. Такими матрицами оснащаются полупрофессиональные мониторы, лучшие из которых производят NEC, DELL и HP. Такой монитор также станет прекрасным выбором для домашнего мультимедийного компьютера, но стоит дороже аналогов на более дешевых IPS, AH-IPS и PLS матрицах.

Матрица P-IPS является наиболее качественной, но устанавливается только в самые дорогие профессиональные мониторы. Также некоторые мониторы с матрицами e-IPS и P-IPS проходят цветовую калибровку на заводе, что обеспечивает идеальную цветопередачу «из коробки» без необходимости профессиональной настройки.

Есть также дорогие игровые мониторы с качественными TN матрицами с низким временем отклика (1-2 мс). Они специально «заточены» под динамичные шутеры (Counter-Strike, Battlefield, Overwatch). Но из-за худшей цветопередачи и плохих углов обзора они хуже подходят для просмотра видео и работы с графикой.

Качественная матрица должна иметь естественные цвета, при которых картинка не должна выглядеть чрезмерно ярко (как говорят сочно) и не должна быть тусклой. Черный цвет должен быть достаточно глубоким. Не должно быть сильно заметной неравномерности подсветки, паразитных оттенков какого-либо цвета (фона), цветовых пятен в отдельных местах, засветов по углам. При изменении угла обзора изображение должно изменяться незначительно и равномерно по всему экрану.

8. Тип покрытия экрана

Матрицы могут иметь матовое или глянцевое покрытие.

Матовые экраны являются более универсальными, подходят для всех задач и любого внешнего освещения. Они выглядят более тускло, но имеют более естественную цветопередачу. Качественные матрицы обычно имеют матовое покрытие.

Глянцевые экраны выглядят ярче, цвета на них обычно имеют более четкие затемненные оттенки, но они подходят только для просмотра видео и игр в затемненном помещении. На глянцевой матрице вы будете видеть отражения источников света (солнца, ламп) и свое собственное, что довольно некомфортно. Обычно такое покрытие имеют дешевые матрицы, что бы сгладить недостатки качества изображения.

9. Время отклика матрицы

Время отклика (реакции) матрицы – это время в миллисекундах (мс), за которое кристаллы могут повернуться и пиксели изменят свой цвет. Первые матрицы имели отклик 16-32 мс и при работе на этих мониторах были видны ужасные шлейфы за курсором мыши и другими перемещаемыми элементами на экране. Смотреть фильмы и играть на таких мониторах было совершенно не комфортно. Современные матрицы имеют время отклика 2-14 мс и проблем со шлейфами на экране уже практически не существует.

Для офисного монитора в принципе это не имеет большого значения, но желательно, что бы время отклика не превышало 8 мс. Для домашних мультимедийных компьютеров считается, что время отклика должно составлять порядка 5 мс, а для игровых – 2 мс. Однако это не совсем так. Дело в том, что такое низкое время отклика могут иметь только матрицы низкого качества (TN). Мониторы с матрицами IPS, VA, PLS имеют время отклика 5-14 мс и они обеспечивают значительно более высокое качество изображения, включая фильмы и игры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно измерить температуру грудничку

Не покупайте мониторы со слишком низким временем отклика (2 мс), так как в них будут стоять матрицы низкого качества. Для домашнего мультимедийного или игрового компьютера достаточно времени отклика 8 мс. Я не рекомендую приобретать модели с более высоким временем отклика. Исключение могут составить мониторы для дизайнеров, имеющие время отклика матрицы 14 мс, но они хуже подходят для игр.

10. Частота обновления экрана

Частота обновления экрана большинства мониторов составляет 60 Гц. Этого в принципе достаточно для обеспечения отсутствия мерцания и плавности изображения в большинстве задач, включая игры.

Мониторы с поддержкой технологии 3D имеют частоту от 120 Гц, что необходимо для поддержки этой технологии.

Игровые мониторы могут иметь частоту обновления от 140 Гц и выше. За счет этого картинка получается невероятно четкой и не размазывается в таких динамичных играх как онлайн шутеры. Но это так же накладывает дополнительные требования на производительность компьютера, чтобы он мог обеспечить такую же высокую частоту кадров.

Некоторые игровые мониторы поддерживают технологию синхронизации кадров G-Sync, которая разработана nVidia для своих видеокарт и делает смену кадров невероятно плавной. Но такие мониторы стоят значительно дороже.

У компании AMD также есть своя технология синхронизации кадров FreeSync для видеокарт собственной разработки и мониторы с ее поддержкой стоят дешевле.

Для поддержки G-Sync или FreeSync требуется также современная видеокарта с поддержкой соответствующей технологии. Но многие геймеры подвергают сомнению полезность этих технологий в играх.

11. Яркость экрана

Яркость экрана определяет максимально возможный уровень подсветки экрана для комфортной работы в условиях яркого наружного освещения. Этот показатель может быть в пределах 200-400 кд/м 2 и если монитор не будет стоять под ярким солнцем, то ему будет достаточно небольшой яркости. Конечно, если монитор большой и вы будете смотреть на нем видео всей семьей днем при открытых шторах, то яркости 200-250 кд/м 2 может немного не хватать.

12. Контрастность экрана

Контрастность отвечает за четкость изображения, прежде всего шрифтов и мелких деталей. Существует статическая и динамическая контрастность.

Статическая контрастность большинства современных мониторов имеет соотношение 1000:1 и этого им вполне достаточно. Некоторые мониторы с более дорогими матрицами имеют статическую контрастность от 2000:1 до 5000:1.

Динамическая контрастность определяется разными производителями по разным критериям и может исчисляться цифрами от 10 000:1 до 100 000 000:1. Эти цифры не имеют ничего общего с реальностью и я рекомендую не обращать на них внимания.

13. Углы обзора

От углов обзора зависит сможете ли вы или одновременно несколько человек просматривать содержимое экрана (например, фильм) с разных сторон от монитора без значительных искажений. Если экран имеет маленькие углы обзора, то отклонение от него в любую сторону приведет к резкому затемнению или осветлению изображения, что сделает просмотр некомфортным. Экран с большими углами обзора хорошо смотрится с любой стороны, что, например, позволяет смотреть видео в компании.

Все мониторы с качественными матрицами (IPS, VA, PLS) имеют хорошие углы обзора, с дешевыми матрицами (TN) – плохие углы обзора. На значения углов обзора, которые приводятся в характеристиках монитора (160-178°) можно не обращать внимания, так как они имеют очень отдаленное отношение к действительности и только сбивают с толка.

14. Подсветка экрана

В старых мониторах для подсветки экрана использовались люминесцентные лампы (LCD). Во всех современных мониторах для подсветки экрана используются светодиоды (LED). Светодиодная подсветка является более качественной, экономичной и долговечной.

Некоторые современные мониторы поддерживают технологию устранения мерцания подсветки Flicker-Free, которая призвана снизить усталость глаз и негативное влияние на зрение. Но в бюджетных моделях, из-за низкого качества матрицы, эта технология не дает положительного эффекта и многие пользователи жалуются, что глаза все равно болят. Поэтому поддержка этой технологии более оправдана на мониторах с наиболее качественными матрицами.

15. Энергопотребление

Современные мониторы при включенном экране потребляют всего 40-50 Вт, при погашенном экране 1-3 Вт. Поэтому при выборе монитора на его энергопотребление можно не обращать внимания.

16. Разъемы монитора

Монитор может иметь следующие разъемы (нажмите на картинку для увеличения).

1. Разъем питания 220 В.
2. Разъем питания для мониторов с внешним блоком питания или питания колонок.
3. Разъем VGA (D-SUB) для подключения к компьютеру со старой видеокартой. Не является обязательным, так как для этого можно использовать переходник.
4,8. Разъемы Display Port для подключение к современной видеокарте. Поддерживают высокое разрешение и частоту обновления более 60 Гц (для игровых и 3D мониторов). Не являются обязательными если есть DVI и монитор не поддерживает частоту более 60 Гц.
5. Разъем Mini Display Port такой же разъем меньшего формата, не обязателен.
6. Разъем DVI для подключения к компьютеру с современной видеокартой. Должен быть обязательно если нет других цифровых разъемов (Display Port, HDMI).
7. Разъем HDMI для подключения компьютера, ноутбука, ТВ-тюнера и других устройств, желательно наличие такого разъема.
9. Аудио разъем 3,5 мм для подключения звука к мониторам со встроенными динамиками, внешних колонок или наушников, не обязателен, но в некоторых случаях такое решение может быть удобным.
10. Разъем USB для подключения встроенного в монитор USB концентратора, есть не везде и не является обязательным.
11. Разъемы USB в мониторах с USB концентратором для подключения флешек, мышки, клавиатуры и других устройств, не являются обязательными, но в некоторых случаях это может быть удобно.

17. Кнопки управления

Кнопки управления используются для настройки яркости, контрастности и других параметров монитора.

Обычно монитор настраивается один раз и эти клавиши используются редко. Но если условия внешнего освещения не постоянны, то регулировка параметров может происходить чаще. Если кнопки управления находятся на передней панели и имеют обозначения, то пользоваться ими будет удобнее. Если на боковой или нижней панели и не имеют подписей, то сложно будет угадать где какая кнопка. Но в большинстве случаев к этому можно привыкнуть.

Некоторые, в основном более дорогие мониторы, могут иметь мини-джойстик для перехода в меню. Многие пользователи отмечают удобство такого решения, даже если джойстик находится на задней панели монитора.

18. Встроенные динамики

Некоторые мониторы имеют встроенные динамики. Обычно они довольно слабые и не отличаются качеством звучания. Такой монитор подойдет для офиса. Для домашнего компьютера желательно приобрести отдельные колонки.

19. Встроенный ТВ-тюнер

Некоторые мониторы имеют встроенный ТВ-тюнер. Иногда это может быть удобно, так как монитор можно будет использовать и в качестве телевизора. Но учтите, что сам такой монитор будет стоить дороже и должен поддерживать необходимый формат вещания в вашем регионе. Как альтернативный и более гибкий вариант можно купить монитор с HDMI разъемом и отдельно недорогой ТВ-тюнер, подходящий для вашего региона.

20. Встроенная веб-камера

Некоторые мониторы имеют встроенную веб-камеру. Это абсолютно не обязательно, так как можно приобрести отдельную качественную веб-камеру за довольно приемлемую стоимость.

21. Поддержка 3D

Некоторые мониторы специально адаптированы для использования 3D-технологии. При этом они все равно требуют использования специальных очков. Я бы сказал, что это все на любителя и уровень развития этой технологии все еще не достаточно высокий. Обычно все сводится к просмотру нескольких фильмов в таком формате и пониманию, что в играх 3D только мешает и тормозит компьютер. Кроме того, этого эффекта можно добиться на обычном мониторе с использованием специальных 3D-плееров и драйвера видеокарты.

22. Изогнутый экран

Некоторые мониторы имеют изогнутый экран, призванный обеспечить более полное погружение в атмосферу игры. Обычно это модели с большим экраном (27-34″) вытянутым в ширину (21:9).

Такие мониторы больше подходят для тех, кто использует компьютер в основном для прохождения различных сюжетных игр. Изображение по бокам получается как бы немного размытым, что при близкой установке монитора в затемненном помещении дает эффект погружения в игру.

Но такие мониторы не универсальны, так как имеют ряд недостатков. Они плохо подходят для динамичных онлайн шутеров (широкий и размытый экран), просмотра видео в компании (хуже углы обзора), работы с графикой (искажения изображения).

Кроме того, не все игры поддерживают соотношение сторон 21:9 и будут идти не на весь экран, а более высокое разрешение предъявляет очень жесткие требования к производительности компьютера.

23. Цвет и материал корпуса

Что касается цвета, то наиболее универсальными являются мониторы черного или черно-серебристого цвета, так как они хорошо сочетаются с другими устройствами компьютера, современной бытовой техникой и интерьером.

Не рекомендую приобретать мониторы из глянцевого пластика, так как он легко царапается, залапывается, притягивает пыль и быстро теряет вид.

24. Конструкция подставки

Большинство мониторов имею стандартную нерегулируемую подставку, чего обычно достаточно. Но если вы хотите иметь больший простор для регулировки положения экрана, например, поворачивать его для просмотра видео сидя на диване, то обратите внимание на модели с более функциональной регулируемой подставкой.

Само наличие качественной подставки довольно приятно.

25. Настенное крепление

Некоторые мониторы имеют крепление типа VESA, которое позволяет закрепить его на стене или любой другой поверхности с помощью специального кронштейна, регулируемого в любых направлениях.

Учтите это при выборе, если хотите воплотить свои дизайнерские задумки.

Крепление VESA может иметь размер 75×75 или 100×100 и в большинстве случает позволяет закрепить панель монитора на любом универсальном кронштейне. Но некоторые мониторы могут иметь конструктивные недостатки, не позволяющие использовать универсальные кронштейны и требующие только кронштейн одного определенного размера. Обязательно уточняйте эти особенности у продавца и в отзывах.

По ссылке ниже вы можете скачать брошюру «Параметры современных мониторов», в которой кратко сведены все важные параметры современных мониторов.

Если вам понравилась статья, пожалуйста поддержите наш сайт и поделитесь ссылкой на нее в соцсетях

Монитор Dell P2717H
Монитор DELL U2412M
Монитор Dell P2217H

Источник: http://ironfriends.ru/kak-vybrat-monitor/

При покупке персонального компьютера выбор монитора не менее важен, чем характеристики комплектующих. Как правило, срок полезного использования у монитора гораздо больше, чем у «начинки» системного блока. Выбирая монитор, мы выбираем устройство, с которым будем работать 5 — 10 лет или даже дольше.

На какие характеристики обратить внимание в первую очередь, а какими можно пренебречь — об этом пойдет речь в этом гайде.

Размер диагонали монитора

Один из наиболее важных критериев выбора — размер диагонали монитора. Чем больше диагональ, тем комфортнее работать с монитором: текст отображается крупнее, в фильмах и играх эффект присутствия чувствуется лучше, на экране помещается больше информации.

Размер диагонали варьируется в пределах от 17 до 35 дюймов и выше (исторически сложилось, что диагональ монитора измеряется в дюймах). Условно можно разделить мониторы на несколько групп:

мониторы с диагональю от 17 до 21 дюйма — небольшие дешевые мониторы. Часто покупаются для работы в офисе или если бюджет ограничен. Имеют невысокое разрешение и оснащены, как правило, недорогими TN-матрицами.

мониторы с диагональю от 21,5 до 24 дюймов — самая распространенная категория мониторов. Подавляющее большинство мониторов выпускается именно с такими значениями диагоналей. Они имеют неплохое соотношение цены и качества, удобны для большинства задач, будь то игры, просмотр видео или работа с графикой. Подавляющее большинство моделей имеют разрешение FullHD.

мониторы с диагональю от 25 до 27 дюймов — вторая по распространенности категория мониторов. Они имеют заметно большие габариты. Большинство таких мониторов также оснащается матрицами с разрешением FullHD, что приводит к увеличению размеров отдельных пикселей и они становятся более заметными для глаза. Однако, в этой категории также часто встречаются мониторы с разрешением, большим, чем FullHD (2К, Quad HD).

мониторы с диагональю более 27 дюймов — это относительно дорогие устройства. Как правило, они имеют матрицу с разрешением 3К, 4К и выше. Моделей в этой категории относительно немного.

Соотношение сторон изображения

Кроме длины диагонали, существенным фактором является соотношение сторон изображения.

На заре эры жидкокристаллических мониторов (к которым относятся практически все производимые сейчас мониторы) большинство устройств имели соотношение сторон 4:3 и 5:4. Такое соотношение сторон было у ЭЛТ-мониторов и ЭЛТ-телевизоров. Оно достаточно удобно для работы с текстом, но для просмотра фильмов и игр подходит плохо. Дело в том, что широкоформатное изображение задействует периферическое зрение, что позволяет добиться большего эффекта погружения в происходящее на экране. Это весьма важно для игр. Фильмы снимаются в широком формате по этой же причине. Сейчас на рынке присутствует лишь небольшое количество моделей мониторов с соотношением сторон 5:4, а подавляющее большинство мониторов являются широкоформатными, то есть имеют соотношение сторон 16:9 (наиболее распространенный вариант), 16:10 или 21:9.

Разрешение матрицы монитора

Разрешение монитора — это размер получаемого изображение в пикселях. Чем выше разрешение — тем более детальное изображение можно получить и тем выше стоимость монитора (при прочих равных условия).

Типичные разрешения современных мониторов приведены ниже:

Отдельно стоит упомянуть разрешения Full HD и 4К.

Full HD — разрешение 1920×1080 точек (пикселей). Это самое распространенное разрешение мониторов. Это разрешени применяется в трансляциях телевидения высокого разрешения (HDTV), в фильмах, записанных на диски Blu-Ray и HD-DVD.

4K — обозначение разрешающей способности, примерно соответствующей 4000 пикселей по горизонтали. Мониторы с данным разрешением имеют примерно в 4 раза больше пикселей на матрице, чем мониторы Full HD (8 мегапикселей против 2).

Тип матрицы (технология изготовления)

Кроме физического размера и разрешения матрицы важным фактором при выборе является тип матрицы. В современных мониторах используются матрицы, изготовленные по следующим технологиям:

TN+Film или просто TN – недорогие и быстрые матрицы. Мониторы на их основе стоят относительно дешево и хорошо подходят для динамичных компьютерных игр. Недостатком данных матриц являются небольшие углы обзора и не очень хорошее качество цветопередачи. Не подходят для профессиональной работы с графикой.

IPS (PLS) — более дорогие и качественные матрицы. Передают цвета заметно лучше TN-матриц. Также данные матрицы имеют хорошие углы обзора. Недостатком данных матриц является несколько большее время отклика, чем у TN-матриц, что может быть критичным для динамичных игр. На основе IPS-матриц производят профессиональные мониторы.

Нужно отметить, что разными компаниями постоянно предпринимаются попытки улучшения данной технологии (в основном, уменьшения времени отклика). В результате появились достаточно быстрые матрицы AH-IPS, E-IPS (LG), IPS-ADS (Philips), PLS, AD-PLS (Samsung), AHVA (Acer, BenQ) и другие.

VA (MVA, PVA) — представляют собой компромиссное решение между TN и IPS-матрицами как по своим характеристикам, так и по цене. У этих матриц более короткое время отклика, чем у IPS-матриц, и в то же время более точная цветопередача и большие углы обзора, чем у TN-матриц. Недостатками данных матриц являются плохая передача полутонов в тенях и зависимость цветового баланса изображения от угла зрения.

Данная технология также активно развивается, на рынке представлены матрицы AMVA, AMVA+(Fujitsu), S-PVA (Samsung).

Углы обзора

Особенностью LCD-мониторов является некоторое изменение яркости и цветности изображения при просмотре под разными углами. Как правило, этот эффект отсутствует когда мы смотрим на экран под прямым углом. Но если посмотреть на монитор сбоку или сверху, картинка может существенно изменится.

Поэтому производители в обязательном порядке указывают такие углы обзора изображения (горизонтальные и вертикальные), при которых контрастность изображения в центре экрана не упадет ниже 1:10. Предполагается, что этого достаточно для комфортного просмотра. На самом деле, падение контрастности даже до 1:100 будет заметно на глаз и может вызвать дискомфорт.

Как правило, у недорогих TN-матриц самые маленькие углы обзора (от 160º), а матрицы типа IPS имеют самые большие углы обзора вплоть до 178º. При этом наиболее важен горизонтальный угол обзора, так как мы часто смотрим на экран с боку и очень редко — снизу.

Чем углы обзора больше — тем лучше. Особенно стоит обратить внимание на этот параметр при покупке мониторов с большой диагональю и TN-матрицами. Низкое значение данного показателя может привести к тому, что разные части экрана будут иметь разную контрастность даже при просмотре под прямым углом.

Но лучше всего если вы лично оцените этот параметр перед покупкой исходя из предполагаемых условий работы (например, расстояния от глаз до монитора).

Частота обновления экрана

Изображение на экране монитора обновляется много раз в секунду. Чем выше частота этого обновления, тем более плавно будет передаваться движение. Все современные мониторы поддерживают частоту обновления экрана в 60 Герц (т.е. изображение обновляется 60 раз в секунду). Этого достаточно практически для всех задач, включая компьютерные игры.

Отдельные модели игровых мониторов, либо мониторы, созданные для показа 3-мерного изображения, могут поддерживать частоты в 120 или даже 150 Гц. Такая скорость обновления требует очень мощной видеокарты. Если перед вами не стоит задача сборки мощной (и дорогой) игровой системы, либо системы для просмотра 3D-контента, поддержка частот выше 60 Гц не имеет большого практического смысла.

Намного более удачным решением может стать покупка монитора с поддержкой технологий динамического изменения частоты обновления экрана — FreeSync (AMD) или G-Sync (Nvidia). Данные технологии позволяют изменять частоту обновления изображения на мониторе в зависимости от скорости рендеринга кадров в компьютерных играх. Визуально это выражается в заметном увеличении плавности движений при скорости рендеринга 30 — 60 кадров в секунду или даже ниже, что типично для большинства современных игр. Также они избавляют от «разрывов изображения», которые наблюдаются при отключенной вертикальной синхронизации.

Обе технологии очень похожи, но есть и различия. Так, минимальная частота кадров, поддерживаемая G-Sync — 30 кадров/сек, а FreeSync — 9 кадров/сек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно наносить альгинатную маску

Нужно также учесть, что G-Sync — это закрытая технология, совместима только с видеокартами Nvidia. Также она требует установки в монитор дополнительной платы, что заметно удорожает конструкцию. В свою очередь, технология AMD FreeSync – это, по сути, открытый стандарт VESA Adaptive-Sync (только под брендом AMD), который в будущем сможет поддерживаться любыми видеокартами.

Время отклика пикселя

Отдельные пикселы на экране монитора загораются и гаснут с определенной скоростью и эта скорость конечна. Соответственно, для изменения своей яркости пикселю необходимо определенное время, которое и называется временем отклика.

Существует 3 способа измерения этого параметра:

  • GtG (grey to grey) — переключение серого цвета с примерно 90 % до 10 % яркости.
  • BtW (black to white) — включение неактивного пикселя до 100 % светящегося.
  • BtB или BWB (black-white-black) — переключение пикселя с чёрного на белый и обратно в чёрный.

Каждый производитель самостоятельно определяет методику измерения этого показателя. При этом детали, как правило, не разглашаются. Поэтому использовать данный параметр для сравнения мониторов «в лоб» нельзя. Однако общее представление о скорости работы матрицы он дает.

Как правило, самое маленькое время отклика у матриц, изготовленных по технологии TN+Film. Именно из-за этого их предпочитают заядлые геймеры. Время отклика таких матриц — от 1 до 5 мс.

Другие типы матриц исторически были более медленными. Так, матрицы, изготовленные по технологии VA (PVA, MVA и т.п.) имеют время отклика от 4 до 16 мс, а матрицы IPS(PLS) — от 2 до 14 мс.

Какое время отклика является оптимальным? Как писалось выше, большинство мониторов в настоящее время имеют частоту обновления экрана 60 Гц. Путем несложных математических действий получаем минимально необходимое время отклика пикселя 16,7 мс. Если частота обновления экрана 120 Гц, то время реакции пикселя должно быть не менее 8,3 мс.

У современных мониторов эти показатели, как правило, синхронизированы, поэтому такие артефакты изображения, как шлейфы за движущимися объектами, давно остались в прошлом. Можете обратить внимание на этот показатель, чтобы убедиться что скорость реакции пикселей достаточна, но не более того.

Изогнутый экран

Современные технологии изготовления жидкокристаллических матриц позволили делать их изогнутыми, чем не преминули воспользоваться производители. Сейчас изогнутые экраны встречаются на относительно больших мониторах с диагоналями 27 дюймов и более.

Изогнутый экран позволяет достичь большего эффекта погружения, задействуя периферическое зрение. Также он позволяет компенсировать некоторое снижение контрастности по краям экрана, как бы «поворачивая» края монитора к пользователю.

В то же время, ощутить преимущество изогнутого экрана в полной мере можно лишь сидя недалеко от центра. При смещении наблюдателя (например, при просмотре видео вдвоем) углы обзора разных частей монитора станут неравномерными, что может привести к искажению восприятия.

К недостаткам изогнутых мониторов также можно отнести заметно более высокую цену.

Покрытие экрана

В настоящее время мониторы могут иметь либо матовое, либо глянцевое покрытие.

Глянцевые экраны представляют собой идеально ровную поверхность, которая, подобно зеркалу отражает окружающие предметы. Если напротив экрана находятся источники света (лампа, окно), то они будут четко видны на экране, что создает определенный дискомфорт.

Плюсом глянцевых экранов являются более яркие и насыщенные цвета и более точная цветопередача.

Поверхность матовых экранов — шершавая. За счет микроскопических неровностей лучи света отражаются от экрана разнонаправленно и ярких бликов не возникает. В то же время, изображение становится менее «сочным», снижается контрастность и ухудшается цветопередача.

Яркость и контрастность изображения

Яркость монитора показывает количество света, излучаемого полностью белым экраном монитора. У современных мониторов яркость колеблется в пределах от 200 до 700 кд/м2 (канделл на метр квадратный). Яркости в 300 кд/м2 более чем достаточно для работы в очень светлом офисе, поэтому нет необходимости сознательно выбирать мониторы с большей яркостью. Гораздо важнее равномерность подсветки экрана. На экране не должно быть явных пятен или яркостных переходов. Это можно оценить только визуально, посмотрев на экран в темном помещении.

Также пару слов стоит сказать о типах подсветки экрана. Подсветка может осуществляться либо люминесцентными лампами, либо светодиодами (LED). Практически все современные мониторы используют светодиодную подсветку. Она обеспечивает более равномерную яркость экрана и имеет больший срок службы.

Контрастность монитора представляет собой отношение яркостей самой темной и самой светлой точки на экране. Например 1:300. Высокая контрастность означает, что черный цвет будет действительно черным, а не темно-серым, а белый — ярко-белым, а не тусклым.

Обычно, «честной» контрастности 1:500 вполне достаточно для комфортной работы.

Производители мониторов часто пишут о динамической контрастности, которая достигается путем дополнительного изменения яркости подсветки. В этом случае на упаковке могут красоваться цифры типа 1:20000000. Это искусственно полученные значения, которые имеют мало отношения к реальной картинке на экране.

Значения динамической контрастности можно смело игнорировать.

Конструкция крепления экрана

Для комфортной работы за компьютером необходимо иметь возможность располагать монитор на удобном расстоянии от глаз и под нужным углом. Каждый производитель решает эту задачу по-своему. При выборе монитора обратите внимание на особенности конструкции корпуса:

Чем больше у вас будет возможностей изменение положения экрана, тем удобнее вам будет работать за компьютером.

Крепление на стену (VESA)

Если вы планируете прикрепить монитор на стену или специальный кронштейн, то необходимо наличие сзади монитора специального крепления, соответствующего стандартам VESA. Крепление представляет собой четыре отверстия, расположенных на определенном расстоянии друг от друга: 75 мм, 100 мм, 200 мм и т. д.

Для передачи изображение от системного блока (или другого источникка) к монитору используются специальные кабели. Подключение кабелей к монитору осуществляется через разъемы, которые бывают нескольких видов:

VGA (D-SUB) — аналоговый разъем. В прошлом это был самый распространенный разъем, сейчас используется исключительно для совместимости со старыми устройствами и постепенно отмирает. Он не способен обеспечить качественное изображение.

DVI (DVI-I, DVI-D) — более современный разъем, обеспечивающий передачу цифрового сигнала без искажений. Обеспечивает высокое качество изображения и имеется практически на всех современных устройствах. Максимальное разрешение, которое может обеспечить данный разъем — 2560 х 1600 пикселей.

HDMI — еще один цифровой разъем подключения. Появился позже DVI и имеет большую пропускную способность. Поддерживает разрешения вплоть до 4К. Данный разъем более универсален, чем разъем DVI — может передавать одновременно и видео, и аудио-сигнал. Поэтому он может использоваться для подключения монитора не только к системному блоку, но к различным мультимедиа-устройствам: видео-плеерам, игровым консолям, приставкам цифрового телевидения.

DisplayPort — наиболее передовой цифровой разъем подключения. Как и HDMI позволяет передавать аудио и видеосигнал одновременно. В то же время, имеет несколько более широкий, чем у HDMI, канал передачи данных. В современных мониторах этот разъем встречается довольно часто.

Сейчас оптимальным разъемом подключения компьютера к монитору является разъем HDMI. Также набирает популярность разъем DisplayPort. Последний распространен в ноутбуках фирмы Apple и присутствует на борту любой современной видеокарты.

Встроенная акустическая система

Если вы не предъявляете серьезных требований к качеству звучания аудиосистемы, стоит рассмотреть вариант покупки монитора со встроенными динамиками. Если вы подключите такой монитор с помощью разъема HDMI или DisplayPort, то вам не понадобится отдельный кабель для передачи звука, что очень удобно.

В то же время, встроенные динамики не смогут похвастать глубокими басами или хорошим качеством звучания. Практически любая аудиосистема 2.1 будет звучать лучше.

USB-концентратор

Вместе с видеоразъемами монитор может быть дополнительно оснащен USB-концентратором. Это весьма удобно если системный блок находится в труднодоступном месте (например, под столом). В этом случае к системному блоку подключается только монитор, а мышь и клавиатуру можно просто подключить к монитору, также как флешки, внешние жесткие диски и другие периферийные устройства.

Выход на наушники

Если вы часто используете наушники (например, слушаете музыку ночью или в офисе), то разумным приобретением будет монитор, оснащенный аудио-выходом на наушники. Это сделает их использование более удобным.

Поддержка 3D-изображения (3D-Ready)

3D-формат постепенно набирает популярность. Сначала он завоевал экраны кинотеатров, а сейчас проникает и на рынок бытовой техники. Некоторые модели мониторов уже сейчас поддерживают работу с 3D-контентом. Такие мониторы имеют высокую частоту обновления экрана (144 Гц и выше) и могут попеременно выводить на экран картинку для левого и правого глаза. Для того, чтобы каждый глаз видел свою картинку, в комплект входят специальные очки с «затворной» технологией.

Подводя итоги можно условно разделить мониторы на несколько ценовых категорий:

мониторы стоимостью от 5 000 до 10 000 руб. Недорогие мониторы для офисного или домашнего использования. Имеют диагональ размером от 17 до 21 дюйма. Как правило, оснащены матрицами типа TN, либо недорогой разновидностью VA или IPS матриц. Максимальное разрешение — FullHD или меньше. Оснащены разъемами VGA или DVI. Дополнительные регулировки положения экрана встречаются редко.

мониторы стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. В эту категорию попадают мониторы для повседневного домашнего использования. Они имеют диагональ размером от 22 до 27 дюймов, оснащены неплохими матрицами типа TN, VA или IPS с разрешениями FullHD. Оснащаются разъемами HDMI или DisplayPort. Могут иметь USB-концентраторы, встроенные колонки и регулировки положения экрана.

мониторы стоимостью свыше 20 000 руб. Более продвинутые мониторы с диагональю от 24 до 35 дюймов и выше, с матрицами разрешением от FullHD до 5К с хорошей скоростью реакции и цветопередачей. В этой категории встречаются модели с изогнутым экраном или поддержкой 3D-изображения. Также имеют на борту широкий набор различных разъемов для подключения системных блоков и других устройств, USB-концентраторы, аудиовыходы.

Надеюсь, этот небольшой гайд поможет выбрать вам подходящий монитор для своего компьютера.

Источник: http://club.dns-shop.ru/peripheral/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/

Есть люди, которые сидят около компьютера по несколько часов в день. Они могут работать или играть. Это не особо важно, главное то, что зрение напрямую зависит от того, каково качество монитора. Следует внимательно выбирать этот элемент. Медики рекомендуют делать перерыв через каждые 30 минут. Посмотрите в окно, просто прикройте глаза. Сделайте зарядку для глаз. За монитором тоже нужно ухаживать. Сейчас выпускаются мониторы различных моделей. Как выбрать монитор для компьютера недорогой, но хороший. Давайте разбираться вместе.

На что следует обратить внимание

Если вы идете покупать компьютерный монитор, вы должны знать, на что следует обратить внимание в первую очередь.

Диагональ и размер экрана

От этой характеристики многое зависит. Для измерения размеров применяют дюймов. В среднем, 19 дюймов, а максимально — 30. Однако огромный экран не слишком — то удобен. Возможно, на столе для него не хватит места. Хотя сейчас выпускают такие модели, которые крепятся на стене. Следует знать, что если у монитора компьютера большая диагональ — размер экрана, то и электричества нужно тоже очень много. Кроме того придется подбирать соответствующую видеокарту. Так что специалисты рекомендуют выбирать монитор 22 либо 23 дюйма.

Соотношение сторон

Диагональ и соотношение сторон — это совершенно разные вещи. Не перепутайте. Все дело в том, что диагональ одинакова, при этом соотношение сторон может изменяться. Соотношение сторон экрана монитора может быть классическим, или же широкоформатным. Первый вид похож на квадрат, соотношение у этих мониторов бывает 5 на 4, иногда 4 на 3. Вторые похожи на прямоугольник, соотношение у них 16/ 9, может быть 16 / 10. Обратите внимание на фото:

Сейчас классических моделей почти не осталось. Если раньше для широкоформатных было очень мало различных программ, то сейчас они выпускаются в большом количестве.

Разрешение монитора

Если вы думаете, как выбрать хороший монитор для компьютера, тут важно знать, что такое разрешение. Есть точки, которые идут по вертикали, а еще по горизонтали. Они называются пикселями. Их количество и есть разрешение. У компьютерного монитора есть минимальное разрешение и максимальное. Так какое разрешение монитора выбрать? Все зависит от того, что вы хотите увидеть на экране. Чем больше диагональ, тем больше разрешение.

Приведем пример – монитор в 15 дюймов. У него будет разрешение 1024 на 768. Если у монитора диагональ 20 дюймов, тогда будет 1600 на 1200 .

А что если вы в основном собираетесь играть, как правильно выбрать? Лучше всего приобрести экран для компьютера с соотношением сторон 16 на 9, разрешением 1980 на 1020.

Выбор матрицы

Матрица изготавливается несколькими способами:

  1. Первый называется TN. Это самая ранняя матрица, она к тому же и дешевая, но отклик у нее маленький. У обзора очень небольшой угол. К тому же цветопередача довольно плохая. Но изготовители сделали специальную пленку для увеличения угла обзора.
  2. IPS появилась не так давно. Она считается очень дорогой матрицей. У нее есть несколько разновидностей, например UH-IPS.

Самая дорогостоящей матрицей для монитора компьютера считается MVA/PVA. Некоторые производители, стремясь удешевить данный элемент, усовершенствуют ее, однако при этом качество изображения значительно ухудшается.

Какую матрицу выбрать для монитора? Все зависит от того, что именно вы хотите делать на компьютере:

  • TN подходит для различных офисных программ, серфинга в интернете и различных игр. Но смотреть фильмы будет не очень хорошо, а также работать с фотографиями, или цветом . Не подойдет эта матрица, если вы являетесь активным пользователем программы Photoshop. Профессиональные программы лучше не устанавливать.
  • IPS — можно смотреть фильмы, размещать профессиональные программы, в том числе и Photoshop, но для игр она не подходит.
  • VA — можно смотреть фильмы, работать с фотографиями и профессиональными программами, но опять же не подходит для игр.

Чем разрешение на вашем мониторе больше, тем картинка будет более плавная.

Время отклика

Время отклика — это тот промежуток времени на экране монитора, который необходим пикселям для того, чтобы переключиться с белого цвета на черный. Если это время будет большим, тогда будет виден шлейф. Эта характеристика должна быть маленькой, тогда картинка будет более реалистичной. Время отклика у мониторов самое разное, но рекомендуют 5 мс.

Контрастность

Чем контрастность выше, тем полутона и черный цвет лучше отображаются. Это очень важно, когда вы работаете на компьютере днем. Если контрастность плохая, то любой источник света повлияет на изображение в худшую сторону. Рекомендуется статическая контрастность в соотношении тысяча (белый) к 1 (черный). Динамическая контрастность – так называют подстройку ламп монитора под какие-то параметры.

Приведем пример. Допустим, вы смотрите фильм, а там ночь. Тогда лампа у монитора будет гореть намного темнее и ярче. В таком случае сцену будет очень хорошо видно, то есть контрастность увеличилась. Если система моментально не отзывается, то будут видны какие-то тона. Рекомендуется показатель динамического контраста 10000000:1.

Вообще на эти цифры редко кто обращает внимание, смотрят в основном на статическую контрастность.

Яркость экрана обозначает интенсивное свечение экрана. Если в квартире (офисе) освещение светлое, то нужно яркость повыше. Иначе изображение будет не очень хорошо видно. Рекомендуется показатель яркости 300кд/м2.

Поверхность экрана

Поверхность экрана делится на матовую или глянцевую. Первая изображение передает очень хорошо, но гораздо проще ее испачкать, К тому же она чаще всего бликует, если где-то рядом располагается источник света. У матовой поверхности все совершенно наоборот.

Разъемы — это порты коммуникации, которые нужны для подключения компьютера с каким-то устройством.

  • DVI — предназначен для передачи видеоинформации от компьютера к монитору. Чтобы скорость передача была максимальная, следите за длиной кабеля. Она не должна быть больше, чем полтора метра. Если же она будет длиннее, то произойдёт затухание сигнала. Если же очень нужно подключить кабель на длительное расстояние, присоединяют усилители.

Разъем DVI и штекер подкллючения

  • HDMI — при помощи этого кабеля можно подключить свой компьютер к медиаплееру или телевизору. Делится на несколько разновидностей, у каждого свои характеристики. Как выбрать HDMI ? Standard самый дешевый кабель, High Speed — подороже. Некоторые кабели поддерживают протокол Ethernet. Если он вам необходим, то вы приобретаете именно такой кабель. Обратите внимание на дальность передачи сигнала. Лучше всего будет 1080p

Важно знать, что качественный кабель не будет гибким, и не будет тонким. Контакты должны быть очень хорошо спаяны, не вручную.

  • VGA предназначен для того, чтобы можно было присоединять видеопроигрыватели с телевизором или компьютером. Но сейчас он этот разъем постепенно вытесняется, и некоторые производители планируют полностью от него отказаться.

Разъем монитора VGA

Нужно также смотреть, есть ли видеокамера, присутствует ли трехмерное изображение. Обратите внимание на динамики и сенсорные кнопки.

Если вы все еще думаете, как выбрать монитор для компьютера, сначала определитесь, зачем он конкретно нужен и где он будет стоять.

Домашний монитор лучше всего покупать с диагональю 19 дюймов, с высоким разрешением. Матрица у него должна быть TN, обязательно несколько разъемных ходов, в том числе HDMI.

Монитор должен иметь хорошую диагональ – 19 дюймов, желательно чтобы он был компактный не очень дорогой.

Если вы выбираете дизайнерский монитор, посмотрите на матрицу – она должна быть IPS.

Если вы геймер, то монитор выбирает нужно 22 дюйма. Время отклика должно быть небольшим, кроме того обязательны различные разъемы. Здесь как раз имеет динамическая контрастность.

Лучший монитор для игр — Ostendo CRVD.

Рейтинг компьютерных мониторов

Если вы мало разбираетесь в моделях и у вас нет знакомого хакера или компьютерщика, которые бы вам помогали, то рейтинг вам поможет.

Рейтинг самых лучших компьютерных мониторов этого года:

  • DELL U2412M и U2414H, а также P2414H.
  • Samsung S22D300NY и S24D590PL
  • LG 29UM57
  • BenQ GL2450
  • Philips 223V5LSB
  • Acer K222HQLbd
  • Samsung
  • AOC i2757Fm

Видео — Советы экспертов по выбору недорого, но хорошего монитора для любого пользователя:

Источник: http://sovetprost.ru/pravilno-vybiraem-monitor-dlya-kompyutera.html

Ссылка на основную публикацию