как правильно уложить дренажную трубу в канаву

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Зачем нужен дренаж

На практике владельца участка должен насторожить ряд признаков наличия избыточной влаги, которые свидетельствуют о необходимости обустроить дренаж:

  • произрастание на участке большого количества влаголюбивых растений;
  • периодическое появление или постоянное наличие в подвалах и погребах построек грунтовых вод;
  • образование после дождя плохо подсыхающих луж.

Но как показывает практика, отсутствие вышеназванных признаков не свидетельствует о том, что не существует проблем с переувлажнением и о том, что они не появятся в дальнейшем. Оптимальным решением может стать консультация специалиста, который определит степень увлажнения почвы на местности и необходимость проведения дренажных работ.

Варианты устройства дренажной системы

  1. Создание траншей с щебнем и песком. Дренажная система закрытого типа – это выкопанные в земле канавы и траншеи, которые заполняют слоем щебня, а сверху помещают песок. Часто на приусадебных участках используют эффективную конструкцию под названием «елочка» — к центральной магистрали подводят второстепенные трубопроводы.

Монтаж перфорированных труб

  • посезонного уровня грунтовых вод;
  • характеристики почвы и структуры грунта;
  • объема влаги, находящейся в виде паводковых вод и атмосферных осадков.

Всю эту информацию можно запросить в региональном отделении земресурсов. На основании полученных данных специалисты произведут расчеты и узнают, необходимую глубину траншей и параметры труб.

Когда выполняется укладка дренажных труб своими руками, следует отдать предпочтение изделиям из пластмассы. Устройство пластмассовых труб отличается простотой – они имеют два слоя из полиэтилена или ПВХ, благодаря чему изделия прослужат минимум 50 лет даже при условии их монтажа на большой глубине.

Порядок укладки дренажных труб своими руками

На завершающем этапе производят обратную засыпку – выполняя все действия в обратном порядке. Сверху труб насыпают слоями щебень, песок и грунт, ранее вынутый из канавы. Поверх при желании укладывают дерн.

Источник: http://kanalizaciyadoma.com/drenazh/ukladka-drenazhnykh-trub-svoimi-rukami-kak-ukladyvat-pravilno.html

Когда нужно благоустроить свой приусадебный участок, стараешься не пропустить любую мелочь. Например, въезд на участок будет намного лучше, если он будет оборудован дренажной трубой.

Многие дачники и владельцы своих домов стараются вокруг всего периметра строения сделать специальные канавы, предназначенные для отвода дождевой воды.

Такие рвы часто становятся помехой для проезда автомобиля. Чтобы такого не происходило, укладывается дренажная труба в канаву. Подобный монтаж требует учета нескольких важных факторов, которые будут описаны в этой статье. Будут рассмотрены более подробно вопросы укладки трубы в канаву на заезд, и с какими проблемами придется столкнуться при строительстве дорог. О них должен знать каждый, занимающийся такой работой.

Подбор трубы

Очень важно правильно выбрать подходящую трубу. Очень большое значение имеет ее прочность. Она должна выдерживать большие нагрузки и не деформироваться. Даже для одного автомобиля не стоит создавать облегченную конструкцию.

[note]Помните! Такая работа состоит из многих операций, некоторые из них невозможно выполнить без помощи специальной техники. Так как такие машины имеют внушительный вес, прочность трубы желательно выбирать с троекратным запасом.[/note]

Обычно когда проводится устройство дренажной канавы, устанавливаются определенные виды труб.

Стальные. Изделия из этого материала применяются уже много лет. Вопросы коррозии решаются толщиной трубы. Для канавы выбирают толстостенные трубы. Их можно свободно эксплуатировать более 40 лет.

Бетонные. Трубы большого диаметра и массы. Установка таких изделий просто невозможна без тяжелой спецтехники. Однако бетонная труба в канаву редко разрушается, она способна работать очень долго без потери своих свойств.

Железобетонные лотки. Применяются очень редко, так как их установка и монтаж стоит очень дорого. Лотки не обладают высокой прочностью, это довольно хрупкие сооружения, работать с которыми можно только имея специальное оборудование.

Пластиковые. На строительном рынке можно приобрести изделие, имеющее большой диаметр, – гофрированная пластиковая труба. Особенность строения таких конструкций позволяет им свободно выдерживать большие механические нагрузки. К преимуществам пластмассы можно отнести:

  • Отсутствует коррозия;
  • Не вступает в реакцию с агрессивными химическими средствами;
  • Легко устанавливается;
  • Невысокая цена.

Довольно часто хозяева собственных участков стараются самостоятельно смонтировать систему, пропускающую скопившуюся воду. Пластиковая труба в канаву больших размеров используется для этого чаще всего. Для создания жесткости трубу опоясывают армирующей сеткой. Затем вся конструкция заливается бетоном. Такие работы не требуют больших финансовых вложений, но работать они будут долгие годы.

Планировка грунта

Ширина проезда должна быть больше четырех метров. Иначе грузовой автомобиль просто не сможет проехать. Каждая сторона должна иметь один метр защитной зоны. Она не подвергается большому эксплуатационному давлению.

В принципе ширина участка, подвергаемого планированию, достигает 6 метров. Это отлично сочетается с длиной труб, выпускаемых на заводе, для создания дренажной системы.

При планировании решается задача создания определенного профиля канавы, учитывая при этом ширину проезда. Она не должна иметь сужений, не допускаются всевозможные изгибы. На участке проезда автомобиля траншея делается в виде своеобразной перевёрнутой трапеции, имеющей плоское дно.

Ее ширина может находиться в диапазоне 40 см – 1 метр. Размер берется на основании диаметра уложенной трубы. Чтобы исключить всасывание трубы в почву, ее дно делают немного углубленным в виде прямоугольного приямка с глубиной около 250 мм. Такой приямок необходим для создания несжимаемой подсыпки.

Проводить подрезание стенок траншей нужно постоянно. Накапливающимся грунтом выравнивают прилегающие участки. Когда разница между сторонами канавы будет составлять 20–30 см, операцию выравнивания лучшего всего делать только свежевыкопанным грунтом.

Если разница намного больше, верхняя часть делается из кварцевого щебня размером 30–35 мм, выдерживая толщину более 1 см.

Лишний чернозем можно сохранить и воспользоваться им впоследствии для ландшафтных работ.

Как устроен дренажный канал

Каждая защитная зона, расположенная слева и справа, обязательно должна расширяться. Для этого в стенке рва делаются 0,5 м зарезы. Их откапывают по краям насыпи до самой высокой береговой точки.

Если ширина канавы превышает пять метров, делается дополнительный заход с захватом полметра ровного участка.

Сделанный приямок засыпается дорожным щебнем размером 50 мм. Чтобы наклонные траншеи имели постоянную глубину (ориентировочно 60 см) зарезы также заполняются этим щебнем.

Поперёк проезда, заняв всю ширину, кладется проточный канал. Нижний край должен находиться ниже дна траншеи или иметь одинаковую высоту.

Для создания такого канала берется футерованная металлическая труба с диаметром 300–500 мм,

Наружная поверхность трубы обязательно должна краситься или смазываться битумной мастикой. Края таких труб из-за малого сечения нужно обязательно закрывать сварной решёткой. Размер ячейки не должен превышать 150 мм. Решетка будет спасать от появления засора.

При очень широком канале в разы падает возможность его заливания. Если диаметр просвета превышает 600 мм, эту трубу можно поставить в группу обслуживаемых систем.

Траншеи большого сечения желательно монтировать из железобетонных колец, оборудованных замком-четвертью. Подобный эффект дадут П-образные изделия, сделанные из бетона. Лотки устанавливают перевернутыми примерно так же, как происходит прокладка теплотрассы.

Можно также использовать дорожные гофротрубы с ребрами жесткости.

[important]Важно! От ширины канала зависит вид профиля канавы, когда выполняется планирование. Дно перевернутой трапеции должно иметь ширину, превышающую диаметр трубы. Обычно выдерживается 30–40 см.[/important]

Помните, что даже если уклон канавы достаточно большой, проточная труба обязательно должна быть положена строго горизонтально. Несоответствие уровней компенсирует увеличенный диаметр.

Как сделать насыпь и не допустить её размывания

«Зарезы» по краям призваны защитить насыпь, чтобы не произошло выдавливания. Чтобы насыпь не рассыпалась, делаются специальные борта, которые укрепляются самыми разными материалами:

  • Натуральным камнем;
  • Белым силикатным кирпичом;
  • Железобетонными плитами.

Опалубку устанавливают так, чтобы край траншеи выступал за ее пределы на расстояние 100 мм. Чтобы облегчить такую работу, можно дно канавы закрыть смесью ПГС. Она выровняет поверхность и закроет трубу. Потом сделать нормальные борта.

Они должны быть установлены выше края на расстоянии 150-200 мм. Высшая точка борта берется за начало координат, от которых начинает прокладываться дорожное покрытие, а также слой подсыпки.

В результате полученная поверхность должна возвышаться над прилегающей территорией в районе 50–100 мм.

Когда обустройство бортов закончено, внутренняя часть траншеи заполняется щебнем так, чтобы его уровень был ниже верхних точек на 250 мм.

Затем, отступив внутрь от бортов 80 см, выполняется укладка бордюрных камней. Их ширина не должна превышать 100 мм.

Чтобы ребро имело фаску, опалубка сверху набивается штапиком. Если ориентироваться по нему, становится достаточно просто выровнять смесь.

Обочину от клумбы разделяет бордюр, поэтому получившееся свободное пространство лучше сразу полностью засыпать чернозёмом.

Идеальным считается вариант, когда длина бордюров равняется длине бортов. Иными словами, были предварительно выкопаны две маленькие траншеи по всей длине проезда.

Чтобы въезд стал более удобным, особенно когда требуется сделать поворот, торцы клумб должны иметь острый угол.

Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда

Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Глубина выемки достигает 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный щебень хорошо трамбуют и два–три раза поливают водой.

В это время нижние слои начинают проседать, поэтому нужно постоянно добавлять щебень пока не прекратиться усадка.

Тротуарная плитка, асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм.

Такой проезд никогда не будет проседать. На нем можно сделать любое покрытие или оставить все как есть.

Намного важнее сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида, вдоль всего проезда можно посадить цветы, украсить газонной травой. Примерно 3 метра прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов.

Для этого высаживают особые влаголюбивые растения, имеющие разветвлённые корни:

Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.

Вопросы и ответы

ВОПРОС: В чем отличие гофрированной одностенной трубы от двустенной? В чем ее недостатки?

ОТВЕТ: Гофра изготавливается обычно двустенной, если она не является тонкой дренажной. Благодаря этому можно без увеличения объема материала получить довольно прочную трубу.

Изготавливаются, конечно, одностенные гофротрубы, но чтобы получить аналогичную прочность, требуется намного больше сырья. Стоимость такой трубы становится дороже.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно развести концентрат байкал эм 1

При недостаточном количестве материала свойства трубы становятся хуже. Такая труба может не выдержать большую нагрузку и лопнуть.

Кроме того, одностенная труба для канавы может зарасти илом, в нее может попасть песок. Придется постоянно заниматься промывкой.

ВОПРОС: Зачем трубе, укладываемой в канаве, высокая упругость?

ОТВЕТ: Когда на трубу в канаву на заезд к участку действует высокое давление, например, проезжает машина, она сжимается и становится овальной. Можно сказать, что она слегка пружинит.

При низком коэффициенте упругости такая труба не может пружинить, она просто накапливает напряжение. Наступает момент, когда она ломается. Такое поведение характерно металлическим и бетонным изделиям. Модуль упругости бетона равен нулю, металлические трубы могут пружинить только пока новые. При давлении эти трубы трескаются или ломаются.

ВОПРОС: Существуют ли водопроводные пластмассовые трубы большой толщины?

ОТВЕТ: Да такие трубы существуют, но так как им приходится справляться с высоким давлением водного потока, они изготавливаются с толстой сплошной стенкой. Эта труба имеет большой вес и стоит очень дорого.

ВОПРОС: В чем отличие гофротрубы от ЖБ изделий?

ОТВЕТ: Если говорить коротко, то главным отличием считается:

  • Небольшой вес;
  • Повышенная жесткость;
  • Высокая упругость;
  • Не разрушается;
  • Гладкие стенки защищают трубу от заиливания;
  • Невысокая стоимость;
  • Реализуется любой длины, но не меньше метра;
  • Можно получить нужную длину, если использовать соединительные герметичные муфты;
  • Легко режется, что позволяет ее транспортировать в коротких машинах.

Может показаться довольно странным, что изделие из пластика намного прочней металлической или железобетонной трубы для канавы на заезд к участку. Объяснение очень простое: она делается гофрированной и двустенной.

Благодаря этим характеристикам, прочность трубы, так называемая кольцевая жесткость (SN), достигает 16 единиц. Для проезда тяжелого автомобиля с сыпучим грузом вполне достаточно иметь жесткость SN8.

Источник: http://vseprotruby.ru/vodostochnye/truba-v-kanavu-na-zaezd.html

При обустройстве приусадебной территории, нередко требуется уложить трубу в канаву на заезд к участку. Она встраивается в дренажную систему по периметру территории, с которой необходимо отвести дождевую или талую воду. Благодаря данной системе, въезд на участок становиться доступным в любое время года и при любой погоде.

Краткое содержание статьи

Железобетонные изделия

Первым делом следует выбрать материал дренажа. В данном случае очень важно, чтобы он выдерживал сильные давящие нагрузки. Поэтому сначала нужно выяснить, какие трубы лучшие всего подходят для устройства заезда через канаву.

Изделия из железобетона достаточно распространены. Прочность их никем не оспаривается. Укладка их своими силами невозможна. Очень тяжелые изделия приходится монтировать при помощи спецтехники.

Изготавливается бетонный вид труб в две стадии:

  1. Сначала делается стальной каркас из сваренных вкруговую друг с другом прутов арматуры.
  2. Далее основа заливается бетонным раствором высокой марки. После этого заготовка уплотняется при помощи центрифуги и вибропрессования.

Вследствие особенностей производства, железобетонная продукция получается очень прочной и гладкой. Поэтому в этом случае не стоит переживать если вы решили заложить концы трубы под заезд камнями.

Структура вибропрессованного материала максимально плотная. Поэтому вода не может проникать внутрь него и способствовать ржавлению стального каркаса.

Рассмотрим параметры железобетонных труб:

  • их сечение может составлять 0,3-1,2 м;
  • толщина стенок бывает 140-200 мм;
  • длина колеблется от 250 до 500 см.

Железобетонные трубы для дренажных канав обладают двумя классами жесткости:

  1. Параметр первой категории означает, что изделие можно закладывать в грунт не более чем на 6 м. Для более глубокого закапывания подобные конструкции не пригодны.
  2. У материала второго класса жесткости несущая способность выше. Его можно класть на глубины до 10 м.

Основные достоинства ж/б дренажа — его высокий уровень прочности и продолжительный срок службы. Главные недостатки — дороговизна, большие размеры и вес. Укладывать бетонные конструкции можно только при помощи спецтехники.

Отдельной разновидностью таких конструкций являются асбестоцементные трубы под заезд. Они легче и компактней ж/б аналогов.

Стальные изделия

Сталь является еще одним распространенным материалом для дренажа. Она очень прочная и изделия из нее служат 30-40 лет. Монтаж таких конструкций позволит вам полностью решить проблему с въездом на участок. На его территорию смогут заезжать и грузовые автомобили.

Еще одно важное достоинство материала — стальные трубы на заезд через канаву можно устанавливать своими силами. Для этого не обязательно привлекать профессионалов. Данная ситуация позволит сэкономить бюджет строительства.

Основной недостаток стальных труб — их подверженность коррозии. Однако этот минус можно купировать, если гидроизолировать изделия, например, при помощи окрасочной гидроизоляции. Можно также приобрести аналоги, имеющие толстые стенки. Это автоматически продлит срок их службы.

Чтобы у вас не возникло проблем при эксплуатации конструкции, она должна быть новой. Не стоит использовать б/у трубу в канаву на заезд. После установки старый материал может деформироваться и вследствие этого лопнуть при проезде тяжелых автомобилей.

Пластиковые аналоги

Пластиковые трубы в канаву на заезд наиболее современные. Они легкие по весу и их просто монтировать. Для этого не требуется прикладывать значительных физических усилий и нанимать специальную технику. Обустройство дренажной канавы с пластиковой трубой можно осуществить своими силами.

Стоит пластиковый дренаж недорого. Важные преимущества материала, в сравнении с металлом — он не коррозирует и инертен к химически агрессивным средам. Производятся дренажные конструкции из особо прочного пластика. Он может выдержать повышенные давящие нагрузки при проезде автотранспорта. Поэтому изделия из него укладывают даже под магистральными дорогами. Процесс укладки труб из пластика в канаву под заезд совершенно безопасен. Так же материал выдерживает температурные режимы от -60 градусов до +95.

При изготовлении полимерного дренажа чаще всего применяются:

В большинстве случаев используется продукция из ПВХ. Она может быть однослойной либо двухслойной. Во втором случае изделия представляют собой гофрированные трубы, они так же отлично подойдут для заезда через них на участок. Их верхний слой выполняется в виде гармошки. Это повышает эластичность дренажа и помогает ему противостоять давящим нагрузкам.

Гофрированные изделия могут иметь большой диаметр и длину от 1 до 6 метров. Также верхний их слой может быть фильтрующим.

Для укладки в канаву желательно использовать самый жесткий дренажный материал из пластика. Такой подъезд будет выдерживать и тяжелые автомобили. Оптимальный вариант — выбрать для монтажа двухслойную пластиковую гофрированную трубу. Она самая долговечная из полимерных аналогов.

Монтаж труб в канаву своими руками: поэтапный порядок работ

Когда грунт на территории склонен к заболачиванию, то перед тем, как делать своими руками заезд на участок через канаву, его необходимо осушить. Тут важно, сооружая дренаж, не вредить естественному стоку дождевой, талой либо подпочвенной воды.

Сначала поговорим о том, как своими руками сделать простой вариант заезда на участок через канаву. Работать нужно, когда траншея не наполнена водой:

  1. Вдоль будущего въезда уберите верхний слой грунта.
  2. На дне траншеи рассыпьте кварцевый речной песок. Разровняйте его и утрамбуйте. Толщина песчаной подушки должна быть 15-20 см.
  3. Когда ширина проезда составляет 6 метров, в канаву кладется конструкция длиной не меньше 8 м. Ее диаметр выбирается, исходя из объема стоков. Чаще всего укладываются изделия диаметром 30-50 см. При этом подразумевается, что вода будет их наполнять на четверть. В противном случае в весенний сезон талая влага способна заполнить подворье, не найдя выхода сквозь корку льда.
  4. После установки трубы под дорогу для заезда, ее следует засыпать смесью песка и щебенки либо гравия. Подсыпку можно делать в два слоя. Сначала закидать траншею песком, сверху него настелить геотекстиль, а затем уложить щебень.
  5. Таким же образом следует засыпать участки со снятым верхним слоем грунта.
  6. Все прослойки после их укладки следует хорошо утромбовать.
  7. Рекомендуется устройство въезда завершить его бетонированием. Без стяжки, а также ограничителей по бокам дорога начнет разъезжаться при передвижении автомобилей.

Более сложная структура въезда через дренаж с подпорными простенками

Она более надежна, так как пластиковая гофрированная труба для заезда бетонируется с обеих сторон. Тем самым дорога ограничивается опорными простенками. Их можно сделать выступающими над плоскостью заезда либо залить с нею заподлицо.

Вот схема того, как обустроить не только долговечный, но и более эстетичный проезд на участок:

  1. Когда укладка трубы в канаву на заезд будет закончена, по очереди с обеих его сторон монтируется опалубка для оголовка из бетона.
  2. Затем крайне желательно упрочнить опорные простенки сварным арматурным каркасом.
  3. После этого в опалубку укладывается бетонный раствор высокой марки — М-400 либо М-500.
  4. Бетон должен сохнуть не меньше 3-4 дней. Затем опалубку можно снимать.
  5. Далее труба под заездом засыпается песком и щебнем (либо гравием). Оголовки не будут давать щебенке разъезжаться. Поэтому ее можно не накрывать геотекстилем. Каменную крошку лучше использовать гранитную, а не белую известковую.
  6. После этого проезд можно будет облицевать стяжкой из бетона, дорожными плитами, тротуарной плиткой, брусчаткой, природным камнем и пр.

Как обустроить въезд на участок с уклоном

Может случиться так, что на вашем участке проезд на него будет не ровным, а с наклоном. При этом уклон бывает как положительным, так и отрицательным. Иными словами — наверх либо вниз от дорожного полотна.

Смотреть видео

В любом из случаев необходимо обеспечить достаточную сцепку дорожного полотна с колесами автотранспорта, чтобы обеспечить безопасность проезда. Полагать на волю случая такую ситуацию не надо.

Устройство въезда при уклоне вверх или вниз от дороги

Когда у рельефа земли перед участком есть небольшой угол наклона либо вы планируете сооружение подвального гаража, заезд лучше всего обустроить в форме пандуса. Небольшим считается наклон дороги (вверх либо вниз от участка) до 25 процентов. Иными словами — на каждый метр длины полотна высотный перепад составляет до 25 сантиметров. Перед автомобильной стоянкой наклон следует нивелировать до ровной горизонтальной плоскости.

Трубу для заезда на участок через канаву следует уложить грамотно. При существующем уклоне, необходимо осуществить следующие этапы строительства:

  1. Сначала производятся земляные работы. Делается разметка, затем снимается верхний слой почвы в виде ступенек.
  2. Боковины заезда усиливаются подпорными простенками. Под них сбивается опалубка, в которой сваривается каркас из арматуры. Потом в короб заливается бетонный раствор.
  3. Когда наклон маленький и автомашину не надо опускать в подвал, кромки дороги можно ограничить бордюром из бетонных плит.
  4. Затем на песчаную подушку укладывается труба для дренажной канавы для заезда.
  5. Потом дренаж засыпается щебенкой слоем в 10-15 см. Подушку следует хорошо уплотнить.
  6. Затем подъем либо спуск заливается бетонной стяжкой. Ее толщина должна составлять не меньше 10-12 см. Смесь следует замешивать достаточно плотной и вязкой, иначе она начнет сползать при схватывании.
  7. Когда стяжка полностью высохнет, проезд можно облицевать тротуарной плиткой, брусчаткой либо природным камнем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно принимать магнезию для очищения кишечника

Прочие решения для безопасного проезда при неравномерном рельефе участка

Как вариацию безопасного проезда на участок можно рассматривать его обустройство по криволинейному пути (спирали). При этом протяженность пути увеличится, зато угол наклона уменьшится. Дорожное полотно при таком варианте можно пустить по окружности основного здания.

Это решение даст возможность обустроить парковку для нескольких автомашин. Единственное ограничение для сооружения подобного заезда — загородный участок должен быть достаточно большим.

Чтобы оградить проезд от обледенения, над ним можно поставить навес. Проще всего его соорудить из поликарбоната, прикрученного к металлическому каркасу из опор и ферм в виде арок. Как кровельный материал для навеса подходят и асбестоцементный шифер, металлочерепица, профилированный настил. В особенности такая защита будет полезна в том случае, если вы не будете сооружать гараж.

Как антиобледенительную меру можно использовать кабельный электрический подогрев покрытия проезда. Тогда его поверхность в холодный сезон всегда будет чистой от снега и льда.

Заключение

Зная, как уложить трубу в канаву на заезд, вы сможете обустроить безопасный и эффективный дренаж участка. При этом можно использовать изделия из разных материалов. Все они обладают своими минусами и плюсами.

Источник: http://trubanet.ru/kanalizacionnye-truby/truba-v-kanavu-pod-zaezd-k-uchastku.html

Нередко грунтовые и ливневые воды разрушительно воздействуют на фундамент постройки. Имелись случаи, когда влага в большом количестве скапливалась в верхних частях грунта, что приводило к подтоплению подвала или цокольного этажа, сырости и деформации стен, появлению на них грибка. Эффективный способ защиты фундамента от таких неприятных последствий − укладка дренажной трубы.

Причины устройства дренажной системы

Если трубы расположить по периметру земельного надела, то можно построить надежный водоотвод. Известно, что серьезную опасность для фундамента частного жилья представляют грунтовые и паводковые воды, а также атмосферные осадки, выпавшие в количестве, превышающем месячную норму.

Чаще всего, прокладка дренажных труб проводится до начала возведения дома. Но бывает, что после окончания строительных работ возникают серьезные основания для гидроизоляции фундамента. Вот тогда при особых условиях можно заняться подготовкой дренажа.

Рассмотрим ситуацию, когда трубы монтируются в начале строительства, но при конкретных основаниях:

  • высокий уровень размещения грунтовых вод − менее полутора метров до поверхности земли;
  • пологость склона местности, способствующая регулярному накоплению влаги;
  • наличие глинистой и суглинистой почвы с низкими водопропускными характеристиками;
  • постройка расположена в местности, в которой по статистике превышен уровень месячных осадков.

Также большую роль играет глубина постройки других сооружений на придомовой территории. Если рядом с главным зданием присутствует заглубленный фундамент, то подземные воды не смогут уходить свободно и постоянно накапливаются под домом, повышая риск его подтопления. В качестве барьера для естественной циркуляции сточных вод выступает асфальт и отмостки из бетона на участке. В таком случае, будет правильным соединить ливневые отходы с центральной системой.

Установка дренажной трубы ликвидирует урон, нанесенный фундаменту от скопления влаги в земле вокруг жилища и смены уровня сточных вод.

Разновидности схем дренажа

Известны такие варианты их подготовки:

  • открытый (поверхностный);
  • закрытый (глубинный).

Первый вид − открытый необходим при отводе излишков жидкости, которая накопилась в грунте от атмосферных осадков. Такая дренажная система представлена траншеями и рвами.

Второй − предназначен для удаления грунтовых вод и предохранения фундамента постройки от разрушения. Для этой цели выполняется укладка дренажной трубы в канаву конкретной глубины. Причем трубное изделие должно быть с перфорацией.

Обустройство закрытой системы

Прежде чем приступить к этой трудоемкой процедуре, необходимо подготовиться и приобрести сыпучие стройматериалы:

  • Щебень средней/крупной фракции, который нужен для получения устойчивого слоя, препятствующего попаданию грязи и объемных фрагментов почвы в систему. А также этот материал защищает гофрированную трубу от повышенного давления слоя земли.
  • Речной песок, создающий фильтрационную подушку.

Помимо сыпучих веществ, пригодятся:

  • Дренажные трубы, формирующие саму систему водостока. В зависимости от замысловатости проекта, подбирается диаметр и число трубных изделий. В последнее время стали актуальны изделия ПВХ.
  • Дренажные насосы, обеспечивающие механический водосток. Их применяют, когда участку нанесен серьезный урон вследствие подтопления подземными стоками. Читайте также: «Какой диаметр водосточной трубы выбрать, как правильно рассчитать».
  • Прочный геотекстиль, защищающий трубу от земли и обладающий фильтрующими свойствами. При укладке дренажных труб с геотекстилем используются его разновидности: дорнит и флизелин.
  • Соединительные муфты, крепящие трубы.

С целью регулярной очистки системы дренажа по периметру монтируются смотровые колодцы, а для сбора жидкости − коллекторные.

Как выбирать дренажные трубы

Перед тем, как установить дренажную трубу, нужно определиться с изделиями для работы.

Важно учитывать такие нюансы:

  1. В подготовке системы водоотвода использовать перфорированные трубы.
  2. Грамотно определить необходимое количество отверстий и их диаметр для выхода жидкости и воздухообмена. Приоритетное значение в общем деле обустройства дренажной системы имеет материал труб. Читайте также: «Какие бывают дренажные трубы – разновидности и применение».

Сегодня рынок материалов для строительства изобилует трубными изделиями из:

В обустройстве системы водоотведения дренажные трубы из полимеров достигли пика популярности.

Выгодное их применение в сравнении с другими видами заключается в наличии превосходных технических характеристик:

  • отменной прочности;
  • длительности срока применения − до 70 лет;
  • стойкости к заиливанию;
  • легкости и, соответственно, упрощению процесса установки и транспортировки;
  • стойкости к агрессии химической среды и процессам коррозии;
  • возможности самоочищения из-за гладкости поверхности труб;
  • в выгодном сочетании: качество-цена;
  • легкости обслуживания, ведь благодаря фильтру из геотекстиля, входящему в комплект труб, систему водоотвода не нужно промывать.

Согласно габаритам, дренажные трубы классифицируются на малые и большие:

  • до 150 мм− для системы с небольшой пропускной способностью;
  • до 300 мм− с повышенной нагрузкой.

Если схема дренажа имеет разветвленный вид, то лучше использовать трубные изделия малого (для ответвлений) и большого диаметра (для центральной ветки системы).

Дренажные трубы из пластика

Все полимерные изделия, которые применяются для монтажа дренажных систем, выполнены из полипропилена, поливинилхлорида или полиэтилена.

К тому же, они бывают:

  • Одно-/двухслойными, количество слоев вводится пропорционально величине плотности почвы.
  • Гибкими/жесткими. Первые нашли применение в сложных разветвленных схемах по участку, вторые − в простых проектах дренажа.
  • С фильтрующей оболочкой/без нее. Чаще всего, в дренажных трубах предусмотрен ряд отверстий по всей длине. Если же их нет, тогда, воспользовавшись дрелью и тонким сверлом, можно сделать отверстия самостоятельно.
  • Гофрированные/гладкие. На рынке строительных материалов можно приобрести трубы, на поверхности которых имеется фильтрующее покрытие – геоткань. Если же оно отсутствует, то обертывание текстилем по периметру трубы можно выполнить самостоятельно, воспользовавшись подручным материалом для его закрепления − тонкой проволокой или веревкой. Читайте также: «Как выбрать дренажную гофрированную трубу, преимущества, правила установки».

Проект укладки труб

Работы по монтажу дренажной системы стартуют с предварительного составления плана-схемы по ее размещению на конкретной территории. При этом обязательно учитываются тип грунта и высота подземных вод. Чаще всего применяют разветвленную схему с монтажом смотровых колодцев на стыках.

Согласно типу почвы выбирается расстояние между ответвлениями. Так, для глинистого грунта оно составит 10 м, суглинистого −20 м, песчаного −45 м.

Самостоятельный монтаж

Укладка дренажных труб своими руками начинается с конкретизации места монтажа.

Размещение может быть выполнено в двух вариантах:

  1. «Пристенная» дренажная система, которая устанавливается по периметру фундамента частной постройки и защищает ее от попадания влаги внутрь.
  2. Дренаж по периметру всей придомовой территории, позволяющий предохранить и цоколь здания, и все хозяйственные сооружения, и зеленые насаждения.

Последовательность монтажных работ:

  1. Разметить участок, где будут находиться дренажные канавы. С помощью лазерного дальномера можно существенно облегчить стартовые действия. При этом нужно обязательно обратить внимание на скопившиеся излишки воды после дождя, которые наглядно демонстрируют сложности водообмена из-за повышенной плотности грунта или имеющихся преград. Читайте также: «Варианты труб в канаву на заезд к участку и правила их установки».
  2. Готовить дренажную траншею с учетом перепадов размеров. Углубление понадобится для быстрого и беспрепятственного оттока воды. В процессе работы можно применить водополивочный шланг. Набрав в траншею немного воды, можно увидеть, насколько легко уходит жидкость из углубления по всей длине траншеи.
  3. Прежде чем установить дренажную трубу своими руками, нужно старательно утрамбовать дно траншеи. Затем уложить фильтрующий материал, концы которого обязательно должны выходить за границы рва. Сверху сыпется речной песок и щебень различных фракций, но в определенной последовательности: крупный, а затем средний. Толщина щебня не должна превышать 20 см.
  4. С помощью трубореза или электролобзика нарезать дренаж согласно параметрам схемы. Выполнить укладку трубных изделий и соединить фитингами стыки. Для надежности соединения предварительно нагреть стыковочные срезы.
  5. Затем провести обертывание труб геотекстилем, плотно закрепить тонкой проволокой или веревкой места стыков. Нужно заранее понять, как укладывать дренажную трубу в геотекстиле, так как это один из ответственных моментов монтажных работ. Отменная пропускная способность данного материала позволяет адсорбировать жидкость, выходящую из перфорации. А также геоткань защищает перфорационные отверстия трубы от загрязнения.
  6. Дренаж обязательно укладывать под наклоном, соединяя между собой концы трубы и смотровые колодцы. Последние можно использовать двух видов: герметичные, когда в дальнейшем вода будет использоваться для технических нужд, и поглощающие − собранная жидкость вернется обратно в грунт. Уклон дренажных изделий напрямую связан с их диаметром, и чем размер больше, тем наклон нужен меньше.
  7. Завершить монтажные работы необходимо отсыпкой щебня и песка. Далее конструкцию обернуть лежащим сверху фильтрующим материалом и засыпать слоем земли. Вот основные этапы процедуры − как уложить дренажную трубу своими руками.

Эксплуатация дренажной системы

При обустройстве системы водостока нужно продумать все до мелочей, качественно установить, соблюсти основные правила эксплуатации. Таким образом, срок функционирования дренажной системы будет существенно продлен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно провести церемонию перезахоронения

В качестве профилактики потребуется обязательный осмотр технического состояния дренажа и колодцев − приблизительно раз в 4 года. Замер уровня жидкости в смотровых колодцах нужно выполнять раз в 2 года.

Даже небольшое отклонение этого параметра от нормы говорит о:

  • нарушении целостности трубного изделия;
  • плотном засорении;
  • отложениях ила на поверхности изделий;
  • частичной деформации трубопровода в связи движением грунта.

Подобных проблем можно не допустить, если своевременно осматривать водоотвод и очищать его от различного мусора.

Возможные ошибки при установке дренажа

Качество монтажа и эффективность работы дренажной системы взаимосвязаны. Любые изъяны в процессе эксплуатации могут вывести систему из строя, что приведет к ремонту участка или полной переустановке водоотвода. Поэтому дополним актуальную тему: монтаж дренажной трубы: как укладывать грамотно.

Самые распространенные ошибки при установке:

  • система трубопровода выбиралась без учета состояния почвы;
  • угол наклона изменен или отсутствует;
  • на первоначальных этапах не планировался отвод воды из колодцев;
  • отсутствует геотекстиль или фильтрующий материал;
  • трубы спаяны недобросовестно;
  • не соблюден техпроцесс обустройства системы − монтаж проведен без отсыпки песка/щебня;
  • отсутствует перфорация.

Зная, как правильно уложить дренажную трубу с учетом особенностей размещения участка, состояния грунта; подготовив план-схему укладки и пошагово соблюдая инструкцию монтажа, можно добиться качественной системы водоотвода. А это значит, что цокольный этаж и подвал вашей постройки будет надежно защищен от негативного воздействия сточных вод.

Источник: http://trubaspec.com/vodoprovod-i-vodostok/kak-vypolnyaetsya-ukladka-drenazhnoy-truby-poshagovoe-rukovodstvo.html

Обустройство дренажа решает сразу несколько задач. Главные из них – это отвод грунтовых вод высокого залегания и верховодки от заглубленного фундамента дома, снижение нагрузки на гидроизоляцию стен подвалов и подземных технических этажей, осушение участка на увлажненных грунтах. Стандартная схема системы дренажа состоит из приемников воды и труб, проложенных в грунте. Устройство дренажной трубы позволяет одновременно собирать воду и отводить ее в специальные колодцы или за территорию участка.

Дренажные трубы легко узнать по гофрированной поверхности и нанесенной перфорации

Виды дренажных труб

Дренажные трубы отличаются между собой материалами, устройством и даже формой.

По виду материала существует следующая классификация:

Все перечисленные материалы имеют хорошую морозостойкость, высокую устойчивость к влаге и не подвержены гниению. Но отличаются между собой по другим параметрам.

Керамические

Как и для внешней канализации, это традиционный материал, который был повсеместно распространен до «эпохи полимеров». Существует даже советский ГОСТ, который регламентирует форму дренажных труб из керамики. Внутри они имеют форму полого цилиндра, а снаружи бывают не только цилиндрическими, а еще в виде шести- и восьмигранника.

Для справки! В отличие от канализации, трубы для дренажа делают без раструбов – их соединение производится с помощью муфт, которые не создают условий для накапливания ила на стыках. Эту же технологию соединения «позаимствовали» в дальнейшем изделия из других материалов.

Еще одним отличием от канализационных керамических труб служит отсутствие глазированного слоя на внешней поверхности.

Керамические дренажные трубы – без перфорации, глазированного слоя и раструбов

Обычно стенки дренажной трубы имеют отверстия в виде канавок или прорезей, но иногда они отсутствуют. Неперфорированные трубы используют не для сбора воды, а только для ее отвода с участка.

Достоинства: абсолютная экологичность и довольно высокий срок службы (до 30 лет).

Недостатки: высокая стоимость, хрупкость, сложность в транспортировке, тяжело подгонять по размеру и укладывать дренажные трубы при монтаже системы.

Асбестоцементные

Для устройства дренажа используют обычные асбестоцементные безнапорные трубы и муфты с маркировкой БНТ и БНМ. В отличие от керамических, у них универсальная специализация – организация наружных трубопроводов канализации и дренажа, защита подземных кабелей телефонной связи.

Чтобы их использовать не только для отвода, но и для сбора грунтовых вод, они нуждаются в доработке – нарезке сквозных щелей или высверливании отверстий.

Достоинства: универсальность, невысокая стоимость, простота в подгонке по размеру.

Недостатки: необходимость доработки, хрупкость, сложность укладки дренажа и плохие экологические свойства.

Дренажная асбестоцементная труба с перфорацией

Для справки! Последнее качество требует пояснения. В Евросоюзе с 1 января 2005 запрещено использование асбеста и изделий из него – есть печальная статистика МОЗ о канцерогенном влиянии на организм асбестовой пыли. И хотя считается, что цемент связывает микроволокна асбеста, при подгонке и перфорации отверстий эта пыль обязательно появится. Поэтому предписано все работы с этим материалом проводить исключительно при использовании средств защиты дыхательных путей и слизистых оболочек.

Полимерные

В эту категорию входят изделия из полиэтилена, полипропилена и ПВХ.

жесткие и гибкие;

гладкие и гофрированные;

однослойные и двухслойные;

с защитной обмоткой из геотекстиля и с дополнительным фильтрующим слоем.

По степени «кольцевой» жесткости различают несколько классов, которые обозначаются маркировкой SN2- SN24, и чем больше цифровой индекс, тем больше труба способна выдержать давление насыпного щебня, песка и грунта.

Практически весь ассортимент этой категории имеет на поверхности перфорацию с разным рисунком. Есть и такие, что имеют один ряд отверстий, которые при укладке располагают сверху для сбора осадочных вод. Но чаще отверстия «опоясывают» всю поверхность, чтобы упростить процесс укладки и позволить воде просачиваться внутрь со всех сторон.

Полимерная дренажная труба с перфорацией

Помимо «стандартной» цилиндрической формы, есть плоски гофрированные дренажные трубы. У них не такая высокая пропускная способность, но, благодаря дополнительному ребру жесткости, они в горизонтальном положении более прочные на сжатие. А в вертикальном положении – занимают меньше места и не требуют масштабных земляных работ.

Помимо перфорированных труб есть изделия выполненные из пористого полимера. Открытые сообщающиеся ячейки и пористость стенок (на уровне 80-90% от объема) заменяют перфорацию и служат отличным фильтром от проникновения ила внутрь. Но и в этом случае прибегают к дополнительной защите в виде обмотки из геотекстиля, которым либо на стадии производства укутывают трубу, либо оборачивают ее во время обустройства системы дренажа.

К новинкам можно отнести дренажные трубы, которые имеют дополнительный фильтрующий слой из гранулированного пенополистирола. Он расположен между стенкой и обмоткой из геотекстиля. А при укладке в траншею для них не требуется засыпка слоя щебня.

Все эти тонкости устройства дренажной трубы определяют способы её укладки.

Разновидности дренажных труб в зависимости от материала и типа грунта, в котором их будут укладывать

Общевидовых недостатков у полимерных труб нет. А широкий ценовой диапазон и большой ассортимент по видам материалов, размерам и устройству позволяют выбрать оптимальный вариант для каждого случая.

Общие достоинства: большой срок службы, высокая устойчивость к механическим нагрузкам и повреждениям, простота подгонки и монтажа.

Технология укладки

У каждой дренажной трубы технология укладки будет немного различаться в зависимости от конструкции. Но начальный этап у всех одинаковый:

Разрабатывают схему дренажа: расположение труб, места для колодцев и ревизий.

В зависимости от типа грунта, геологических характеристик участка, расположения грунтовых вод и требуемой пропускной способности выбирают размеры и вид дренажной трубы.

На основании намеченной трассы проводки дренажных труб на участке проводят планировку участка и разметку для проведения земляных работ.

Идеальный вариант – когда схема дренажа разрабатывается совместно с проектом дома

Роют траншеи. На плотных грунтах с прямыми стенками, на сыпучих – со стенками под уклон или укрепляют их на время работ. Дно делают на 30 см шире с обеих сторон трубы.

Выравнивают поверхность дна, трамбуют грунт, формируют уклон в сторону дренажного колодца в пределах 0.5-3.0% (минимум 0.5 см и максимум 3 см на каждый метр длины).

Насыпают слой крупнозернистого песка толщиной около 15 см и трамбуют его, соблюдая уклон заложенный во время формирования дна канавы.

Дальнейшая технология укладки дренажной трубы зависит от её конструкции.

Если она не имеет фабричной обмотки:

Геотекстиль стелют поверх песка. Ширина полотна должна быть достаточной, чтобы края затем можно было свести вместе.

Насыпают слой щебня (15 см).

Укладывают перфорированную трубу и засыпают ее слоем щебня сверху.

Заворачивают и скрепляют между собой края полотна геотекстиля. В результате труба должна иметь со всех сторон равномерную засыпку щебнем около 15 см, текстиль – проходить по границе «песок-щебень», а до стенок траншеи должно остаться свободное пространство.

Принцип действия дренажа – вода просачивается через геотекстиль, щебень и перфорацию, затем самотеком стекает по трубе к колодцу

Насыпают по бокам и сверху слой песка (около 15 см).

Укладывают обратно вынутый или привозной плодородный грунт.

Если труба имеет фабричную обмотку из геотекстиля, то процедура монтажа дренажа сокращается на два «шага».

Примечание! Можно купить отдельно геотекстиль, выбрать перфорированные трубы без обмотки и обернуть их перед проведением работ.

При использовании труб с фильтрующим слоем из пенополистирольных гранул и обмотки щебень не засыпают. А если верить рекламному ролику производителя, то можно не засыпать даже песок.

В видео ниже смотрите, как происходит процесс монтажа дренажной системы:

Советы по выбору

Для глубинного дренажа наиболее востребованы в гражданском строительстве двухслойные гофрированные трубы из полимерных материалов с дополнительной фильтрующей оболочкой. И такой же профиль, но без обмотки из геотекстиля, используют для обустройства ливневой канализации закрытого типа.

Внутренние стенки имеют гладкую поверхность, что обеспечивает высокую самоочищаемость и не создает предпосылок для заиливания горизонтальной части системы дренажа.

Внешние стенки имеют вид гофры с кольцевым профилем, который обеспечивает требуемую жесткость. Гофрированная поверхность также позволяет использовать уплотнительные кольца при соединении труб муфтами и тройниками.

Для прокладки на участках с обычным режимом эксплуатации (отмостка, газоны, пешеходные дорожки) достаточно кольцевой жесткости класса SN4, SN8.

Для устройства дренажа под подъездными дорогами или площадкой для стоянки автомобиля выбирают трубы с кольцевой жесткостью класса SN16- SN24.

Наглядно про выбор дренажных труб смотрите в следующем видео:

Заключение

От правильно спроектированной и смонтированной системы глубинного дренажа и ливневой канализации зависит долговечность и прочность фундамента, отсутствие воды в подвале в сезон дождей и таяния снега, нормальная увлажненность участка и «здоровье» зеленых насаждений. Поэтому водоотведением и дренажем должны заниматься специалисты.

Источник: http://m-strana.ru/articles/drenazhnye-truby/

Ссылка на основную публикацию