как правильно ставить иконы

Вместе нам должно быть интересно

Домашний алтарь сегодня устраивают во многих домах. Это понятно: люди постепенно возвращаются к Богу, ища у Него защиты и помощи в земной жизни. Но далеко не все знают – где ставить иконы в доме и квартире

Где ставить иконы, в каком углу

С древних пор на Руси в каждом жилище обязательно был Красный угол, в котором располагались лики святых. Домашний иконостас всегда находился на восточной стене – в христианской традиции Востоку отведена особая роль, ведь именно на востоке появилась Вифлеемская звезда. Этот обычай сохраняется и сегодня.

Перед иконостасом должно быть достаточно места: при совместной молитве всех домочадцев они не должны мешать друг другу. Рядом с божницей нельзя располагать светские плакаты, картины, календари или украшения. И уж совсем дико выглядит, если рядом с ликами святых стоит телевизор, компьютер или другая бытовая техника.

Часто верующие, решая, где ставить иконы, не ограничиваются главной комнатой, а размещают святые лики во всех помещениях. И уж совсем нельзя обойтись без икон там, где домашние и гости садятся трапезничать.

Куда ставить иконы?

Лучше всего, если вы устроите домашний алтарь на специальной полке. Ведь иконы не должны висеть просто на стене – рядом с ними должно быть место для лампадки или свечи, для веточек вербы и цветов, для бутылочки со святой водой и миро. Многие, раздумывая, куда ставить иконы, делают выбор в пользу книжной полки. Но тогда нужно все пространство полки посвятить только иконостасу – не размещать на ней книг светского содержания и других предметов, не относящихся к православному культу. Недопустимо ставить иконы в «стенку» или «горку» — это сооружение выполняет исключительно мирские функции.

Как правильно поставить иконы, в каком порядке?

Согласно православным традициям, в центре ставят икону Спасителя, слева от нее – икону Богородицы с младенцем. Это – две иконы, которые должны быть в каждом доме. Кроме них, могут присутствовать венчальные, именные, родовые иконы. Над Ликами Спасителя и Богородицы можно поместить Распятие или изображение Троицы.

Перед святыми ликами должны гореть свечи или лампадка. Огонь здесь зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и во время церковных праздников.

Каким иконам ставить свечи за здравие?

Придя в храм, нужно точно знать, каким иконам ставить свечи и о чем просить Господа. Свечи «за здравие» могут ставиться по самым разным поводам – в благодарность, перед принятием сложного решения или дальней поездкой, в помощь болеющим. При этом самое главное – иметь добрые помыслы и любовь в своем сердце, тогда можно зажечь свечу перед любой иконой – молитва будет услышана.

Если вы беспокоитесь за близкого, страдающего болезнью, поставьте свечу перед ликом Богоматери – есть икона под названием «Целительница». Икона «Неупиваемая Чаша» поможет, если вам нужно спасти человека, вставшего на путь алкоголизма.

Часто зажигают свечи перед именными иконами – в храме или перед домашним иконостасом.

Какой иконе ставить свечку за упокой?

В церкви имеется специальный поминальный столик, на который принято ставить свечи «за упокой», это делается, чтобы почтить добрую память ушедшего от нас человека.

Придя в храм, чтобы помолиться и успокоиться, не нужно смущаться и теряться, – если вы чего-то не знаете, например, каким иконам ставят свечи и когда именно, просто тихонько спросите у служащего церкви, и вам благожелательно объяснят.

Источник: http://komu-za-50.mirtesen.ru/blog/43673979375

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» ( Мф. 21:13 ) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ( Быт. 2:8 ).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ( Вар. 4:36 ).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ( Иез. 11:1 ).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его ( 1Пар. 16:29 ) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  кулер для воды как правильно называется

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно крепить сайдинг

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! ( Ис. 6:3 ) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ( Лев. 20:26 )

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник: http://azbyka.ru/kak-ustroit-domashnij-ikonostas

Недавно пришедшие к вере люди резонно задаются вопросом о том, где в доме должны стоять иконы? В современной практике православия существуют определенные правила размещения икон. Эти нормы продиктованы важностью и значимостью домашнего иконостаса. Ведь к ликам святых, расположенным в домашней обстановке, необходимо проявлять уважение и почтение.

Как правильно повесить икону в доме?

В доме православного христианина обязательно должна быть икона Иисуса Христа, а также молитвенный крест. По желанию верующего человека рядом можно поместить икону Богородицы, а также изображения тех святых, которых человек относит к своим покровителям и заступникам.

Как правильно повесить икону в доме? Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться следующими советами:

  • Место для святого иконостаса выбирается в чистом и светлом углу квартиры. Там вешается специальная полочка. Возможно расположение икон на комоде или тумбе.
  • Сами иконы ставятся на кружевные салфетки. Крест допускается вешать на стену рядом.
  • При выборе пространства для святого угла стоит учитывать тот факт, что там будут зажигаться свечи и лампадки. Именно поэтому полочка для икон не может быть установлена слишком высоко. Необходимо также учитывать правила пожарной безопасности и не жечь свечи рядом со шторами и подобными вещами.
  • Иконостас может быть один для всей семьи, но может быть расположен и в каждой комнате.
  • Подход к святому углу обязан быть свободным, чтобы удобнее было молиться перед ним;
  • Напротив окон и на подоконниках иконы не размещают, они могут испортиться от прямых лучей ультрафиолета.
  • Цепочку для лампадки можно прикрепить на крепление к потолку. Ее длины должно хватать, чтобы основная часть располагалась перед иконами.
  • Большое количество икон можно выстроить в красивую композицию. А для основы использовать буфет со стеклянными дверцами или специальный стеллаж с открытыми полками.
  • Иконостас необходимо содержать в чистоте и порядке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно принимать мидокалм

Так, где в доме должны стоять иконы? На этот вопрос возможно ответить самостоятельно. Место должно быть выделено специально. На холодильниках и телевизорах лики святых не устанавливают. Для организации первого святого угла будет достаточно и одной полки. Место с иконами не украшают ничем, кроме празднично оформленных салфеток и церковной атрибутики.

Красный угол в современной квартире

Сегодня красный угол для иконы в современной квартире нужно выбирать с верой и любовью. Это должно быть лучшее место, где будет проходить ваш ежедневный духовный труд.

Красным углом наши православные предки называли передний угол избы на юго-востоке жилища. Там они ставили образа, столы для записей и молитв. Вешали вышитые рушники и домотканые полотнища.

«Кутный угол», «святой угол», «кутник» – так наши предки именовали место для иконостаса. Смотря на него, крестились утром и вечером. Перед ним вставали на колени и возносили жаркие молитвы Господу, когда не было возможности пойти на церковную службу.

Красный угол рассматривался, как аналогия церковного алтаря. На сегодняшний день есть не только правила самого выбора красного угла, но и нормы размещения икон в нем. Рассмотрим их подробнее:

  • Рядом с иконой Спасителя может стоять только Святая Троица.
  • Совместно с ликом Богородицы располагают другие ее лики или ту же Святую Троицу.
  • Все остальные иконы ставятся чуть в стороне, возможно на полке ниже.
  • Соседствовать с домашним иконостасом могут только духовные книги и церковные принадлежности. Все развлекательные атрибуты и цифровые приборы лучше убрать подальше.
  • В каждой комнате размещение икон может отличаться.

Помимо устройства основного места для молитвы, в разных помещениях дома можно устраивать отдельные места, где наличие изображения святого приветствуется.

Где еще в доме должны быть размещены иконы?

Православные иконы можно установить на кухне, чтобы семья перед приемом пищи могла возносить молитвы Господу и выражать благодарность за дарованную еду и благополучие.

При размещении святого изображения на кухне необходимо позаботиться о том, чтобы на него не попадала грязь при приготовлении пищи. Лучше всего убрать икону за дверцу стеклянного шкафчика. Искренней молитве это не помешает.

Икону со святым, имя которого дано при крещении, размещают в детской, так как детей в православии рано учат молиться и чтить библейские заветы.

Еще несколько икон можно расположить в спальне, а также в комнатах для гостей. Единственное место, где лики святых не ставят, – это ванная и туалет. Подобное их размещение можно считать святотатством.

Некоторые люди предпочитают молиться только в одном помещении. Другие же чувствуют себя комфортнее, если изображения святых присутствуют по всему дому. Здесь каждый выбирает для себя сам: делать несколько иконостасов или ограничиться одним.

Как поддерживать порядок среди святых ликов?

Икона – это изображение святых лиц из библейской или церковной истории. А еще икона – это картина, которая требует тщательного ухода в быту.

Идеальной температурой в комнате, где размещены лики святых, считают 18-20 градусов тепла. Влажность воздуха при этом не должна превышать 40 %.

При появлении на иконе пятен, стойких загрязнений и въевшейся пыли их относят на реставрацию. Моющими средствами иконы не чистят. При протирании влажной тряпочкой стараются не мочить лик слишком сильно.

Вообще, пыль с изображения святого удаляется мягкими кистями или сухими тряпками. Также необходимо регулярно протирать пыль на том месте, где размещен лик, стирать салфетки и скатерти, находящиеся на иконостасе.

Недопустимо подвергать иконы прямому воздействию солнечных лучей. Краски на них могут померкнуть, а дерево выцветет и растрескается.

Чем стариннее икона, тем более бережное отношение к ней требуется. Намоленная в нескольких поколениях, она становится для определенной семьи подлинной реликвией, которую передают от предков к потомкам.

Кроме чистоты внешней, рядом с иконами нужно соблюдать чистоту пространственную. Возле иконостаса никогда не размещают иные картины, пусть и религиозные, косметику, постеры, украшения, диски и обычные книги, фотографии членов семьи, фото действующих священнослужителей или монахов, предметы декора или же другие личные вещи.

Если хозяин надолго покидает дом, где остается его богатый иконостас, то можно задернуть шторы во всех комнатах, чтобы краска икон «отдохнула» от света. Также допустимо брать домашние иконы с собой во временное жилище, чтобы там устроить импровизированный красный угол.

Теперь вы знаете, где в доме должны стоять иконы, а где их ставить нельзя. Размещение святых ликов – вопрос серьезный. И его стоит обсудить на семейном совете. Особо верующие люди не боятся переделывать интерьер для устройства иконостаса по всем правилам. Они с легкостью расстаются с вазами и пейзажами на стенах, чтобы освободить место для ликов святых. Такой поступок еще больше доказывает, что для этих людей вера в Бога находится на первом месте, а все материальное – на втором. И они готовы на многое для своего духовного развития.

Источник: http://religiya.temaretik.com/1183807405020416596/gde-v-dome-dolzhny-stoyat-ikony-pravila-razmescheniya-ikonostasa/

Духовное развитие

Содержание

Икона никак не может быть украшением интерьера — существуют определенные правила выбора и размещения, которые лучше знать еще до приобретения.

Раньше в России существовала традиция размещать иконостас, хотя бы небольшой, — он был практически в каждом доме в красном углу, божнице или кивоте. Сейчас такая культура только начинает возрождаться, поэтому во многих семьях не знают, какие конкретно иконы нужно выбирать и куда их ставить, — между тем, как и в любом культе, довольно важно соблюдать основные правила при домашнем использовании икон, чтобы не осквернить их неправильным обращением.

Как выбрать иконы для дома

Когда речь заходит о выборе икон, нет единой рекомендации — очень правильно прислушиваться к голосу собственного сердца, знать и помнить традиции, принятые в конкретной семье, — иногда по наследству переходит старинная семейная икона, которую можно и нужно сохранить в доме и передать позже своим детям.

Обязательных икон должно быть две

Общее правило только одно: в православном доме обязательно должны быть образа Спасителя (обычно выбирают Господа Вседержителя) и Божьей Матери — чаще всего такие иконографические типы, как “Умиление” и “Путеводительница”.

Как выбирать иконы святых

Изображения святых или Ангелов-спасителей остаются на выбор конкретных людей — можно проконсультироваться с духовником семьи или действовать на свое усмотрение, слушая интуицию или ориентируясь на имена членов семьи, полученные при обряде крещения. Довольно популярные святые — Георгий Победоносец и Николай Чудотворец, их нередко можно увидеть в современных домах.

Как выбрать стиль написания икон

Лучше, если все иконы в доме будут написаны в едином стиле, тогда они будут “звучать” в унисон, воздействие во время молитвы будет сильнее. Наиболее популярны поздневизантийский или старорусский стили написания икон, менее популярен реалистический. Иногда можно увидеть хорошие репродукции с творений известных иконописцев, закрепленные на картоне или дереве.

Как размещать иконы в доме

В православной традиции всегда было принято ставить икону на специальную полку, прибитую к стене, но в современных условиях допускается повесить прямо на стену. Однако определенные правила размещения все же есть, хотя они регламентированы не так строго, как в храме.

Размер и взаимное расположение икон

Никакая икона не может быть крупнее, чем икона Спасителя, располагать ее выше тоже нельзя. Исключение может быть сделано только для иконы Святой Троицы. Рядом с ликом Христа обычно ставят или вешают икону Богородицы — с левой стороны. Рядом с ними или за ними иногда ставят лампадки, которые зажигают на время молитвы или в честь праздника, бутылки со святой водой из храма, вербные ветви. Ниже этих главных или же по бокам можно расположить именные иконы и изображения святых, почитаемых в семье.

Какую стену выбрать для размещения икон

Лучше всего для домашнего иконостаса, как и в храме, выбрать восточную сторону дома — но если планировка помещения не позволяет этого сделать, то это должно быть чистое и уютное помещение, не захламленное другими предметами и элементами декора, которое позволяет собраться семьей для молитвы перед ликами.

На этой же стене не может размещаться ничего, кроме икон, — для телевизора, фотографий, картин, вазочек и безделушек лучше выбрать стену комнаты подальше или вовсе другое помещение. Все посторонние предметы будут мешать сосредоточиться на молитве и погружении в состояние умиротворения — а ведь иконы в доме нужны в первую очередь для этого.

Иконы можно вешать в любой комнате

Гостиная, спальни членов семьи, детская и кухня — во всех комнатах можно размещать иконы, часто можно увидеть икону и над входом в дом. В личных комнатах лучше поставить или повесить изображения именных икон, для детской хорошо подойдет Ангел-хранитель.

Что делать со старыми и выцветшими иконами

Если речь идет о постаревших от времени иконах, написанных красками на деревянной основе, — лучше всего обратиться в ближайшую иконописную мастерскую при монастыре и проконсультироваться относительно реставрации.

Если же мы говорим о выцветших репродукциях, бумажных изображениях, то их можно отнести в ближайший храм, там обязательно должно быть место, куда складывают старые или пришедшие в негодность предметы служения культа, их сжигают в храмовой печи.

Источник: http://kto-chto-gde.ru/story/ikony-v-dome-kak-vybrat-i-kuda-postavit/

Какие правила существуют для правильного (или желательного) расположения икон в обычной квартире. Насколько важна ориентация по сторонам света?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/6639.html

Ссылка на основную публикацию