как правильно рисовать блок схемы

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Архиватор IZArc
Дата: 2018-06-05
Автор: Аня Каминская

Архиватор HaoZip
Дата: 2018-06-04
Автор: Аня Каминская

Как сделать схему в Ворде

Работая в документе Ворд с текстом, Вам могут попадаться картинки, диаграммы, рисунки. Вставляя различные объекты в текст, он становится более наглядным, и тот, кто его читает, лучше воспринимает информацию.

В данной статье мы рассмотрим два способа, с помощью которых можно создать схему в текстовом редакторе MS Word – это рисунок SmartArt и вставка обычных Фигур. Показывать я буду в Ворде 2010, но данные скриншоты так же подойдут, если у Вас установлен Ворд 2007, 2013 или 2016.

На сайте уже есть статьи: как добавить рисунок в Ворд, и как сделать график в Ворде. Перейдя по ссылкам, Вы сможете их прочесть и сделать свой документ интересным и более информативным.

Как рисовать схемы с помощью SmartArt

Схема в текстовый редактор добавляется вставкой в документ рисунока SmartArt. Для этого перейдите на вкладку «Вставка» и в группе «Иллюстрации» нажмите на кнопку «SmartArt» .

Появится вот такое окно. В нем нужно выбрать подходящий рисунок. Слева кликните по разделу, в примере «Иерархия» , и выберите один из предложенных рисунков. Справа область предпросмотра, посмотрите, как она выглядит, и для чего больше подойдет.

Теперь приступим к размещению блоков. Удалить ненужные можно, выделив его мышкой и нажав кнопку «Delete» . Уберите, таким образом, все лишние прямоугольники.

Дальше необходимо добавить блоки. Выделите тот, под которым нужно вставить дополнительные, и на вкладке «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» нажмите на кнопку «Добавить фигуру» , в списке кликните по пункту «Добавить фигуру ниже» .

После этого снова выделите верхний прямоугольник и добавьте еще один ниже. Здесь же Вы можете выбрать добавление нужного объекта выше выбранного блока, перед ним, или за ним.

После того, как Вы сделаете предыдущий пункт, нужно напечатать текст. Выделите область схемы и на вкладке «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» нажмите на кнопку «Область текста» . Или же на левой границе нажмите на кнопку с двумя маленькими стрелочками.

Откроется сбоку небольшое окошко. В нем нужно ввести текст для каждого из блоков. Здесь маркерами обозначены уровни, а кликнув напротив маркера можно посмотреть, куда будет вписан текст.

Напишите напротив каждого маркера, какой текст должен быть в каком объекте.

Когда все заполните окно для добавления текста можно закрыть, нажав в нем на крестик.

Теперь можно поработать над внешним видом самой схемы. Для этого выделите ее и перейдите на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» . В группе «Стили SmartArt» можете выбрать любой другой стиль.

Также можно «Изменить цвета» схемы, кликнув по соответствующей кнопке.

Если Вам не сильно подошел выбранный вид, можете изменить его в соответствующей группе. Наведите курсор на любой из предложенных макетов, чтобы посмотреть, как будет выглядеть Ваша схема. Если этот макет подойдет больше, кликните по нему, чтобы выбрать.

Перейдя на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Формат» можно изменить любую фигуру или текст. Например, выделим фигуру, нажмем «Изменить фигуру» и кликнем по любой другой из предложенного списка. Для каждой можно изменить заливку, контур или добавить эффект.

Точно так же и для текста, выделите его и можно применить один из готовых стилей, изменить заливку, контур или добавить эффект.

В итоге, у меня получилась вот такая схема.

Как нарисовать схему со стрелками, используя Фигуры

Делать схемы в Ворде можно и другим способом, не используя готовых шаблонов, а создать ее с помощью вставки в документ подходящих фигур.

Для этого откройте вкладку «Вставка» нажмите на кнопку «Фигуры» и кликните по нужной из списка, это может быть овал, прямоугольник, ромб и другое.

После этого курсор поменяет вид с палочки на плюсик. Нарисуйте с его помощью фигуру в нужном месте документа. Затем у Вас появится вкладка «Средства рисования» – «Формат» . На ней снова кликните по кнопочке «Фигуры» и нажмите по нужной в списке. Добавьте их все таким образом.

Если Вы нарисовали объект на листе и его нужно немного переместить, то сделать это можно мышкой, захватив за его границу. Или же выделите его, зажмите клавишу «Ctrl» и перемещайте с помощью стрелок на клавиатуре.

Дальше давайте соединим блоки прямыми линиями или стрелками. Выделите один из них, чтобы открылась вкладка «Средства рисования» – «Формат» . Затем нажмите «Фигуры» и из выпадающего списка кликните, например, по стрелке. Нарисуйте стрелку, чтобы она указывала непосредственно на сам блок. Соединить несколько стрелок можно с помощью прямой линии.

Подробнее прочесть, как сделать стрелки в Ворде, можно в статье, перейдя по ссылке.

Чтобы нарисовать ровную горизонтальную или вертикальную линию, рисуя стрелку, нажмите и удерживайте клавишу «Shift» .

Используя прямую и стрелку, у меня получилось нарисовать вот такую схему.

Теперь давайте изменим внешний вид стрелок. Выделяйте их по очереди, и для каждой можно выбрать один из готовых стилей, или нажмите «Контур фигуры» и сами выберите цвет, толщину стрелки и прочее.

Нажав «Эффекты фигур» можно добавить один из предложенных эффектов. Я выбрала тень.

Прорисовав и изменив вид всех стрелок, переходим к тексту. Выделяем один прямоугольник и на вкладке «Средства рисования» – «Формат» нажимаем на кнопку «Нарисовать надпись» . Появится плюсик вместо курсора. Нарисуйте им прямоугольник для надписи в нужном блоке.

Дальше напечатайте текст. Добавьте, таким образом, текст во всю схему.

Как видите, прямоугольник для надписи залит белым и у него есть контур. Давайте это уберем. Кликайте по нему и на вкладке «Средства рисования» – «Формат» выбирайте «Заливка фигуры» – «Нет заливки» .

То же самое повторяем и для контура: «Контур фигуры» – «Нет контура» . Сделайте так для всех блоков с текстом.

Следующий шаг – это форматирование написанного текста. Выделите текст и на вкладке «Главная» выберите шрифт, размер, цвет и поставьте его по центру.

Итак, мы изменили вид стрелок и текст в схеме, осталось поработать с блоками. Выделите любой из них мышкой, кликнув по нему – откроется вкладка «Средства рисования» – «Формат» . В группе «Стили фигур» нажмите на тот, который Вам понравится. Или используя кнопки «Заливка» , «Контур» и «Эффекты» сделайте любой вид, который подходит больше.

Если нарисовав схему, Вы заметили, что нужно поменять один из блоков, например, прямоугольник на ромб, тогда не нужно его удалять и рисовать ромб, можно просто заменить. Выделите прямоугольник, для примера, перейдите на вкладку «Средства рисования» – «Формат» и нажмите по кнопке, на которой изображена линия с маркерами. Выберите в открывшемся списке «Изменить фигуру» и укажите, какую вставить.

Вот такая схема со стрелками получилась у меня. Скачать все, что было нарисовано во время написания данной статьи, можно с Яндекс.Диска, перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/61H5Cdak3KALtz.

Чтобы переместить созданную в документе схему немного в стороны или уменьшить/увеличить всю сразу, а не по одной фигуре, нужно сгруппировать все нарисованные объекты. Как сгруппировать фигуры в Ворде, прочтите, перейдя по ссылке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно ставить тросик на карбюратор

На этом буду заканчивать. Попробуйте пошагово сделать все, как описано в статье, и у Вас обязательно получится.

Поделитесь статьёй с друзьями:

Автор: Аня Каминская| Дата: 2017-06-15| Просмотров:(27964)| Комментов:(0)

Источник: http://comp-profi.com/view_post.php?id=615

Создание обычной схемы

Многофункциональный редактор компании Microsoft является отличным решением для создания и редактирования текстовых файлов. Он включает в себя различные инструменты для удобного отображения текста, такие как различные шрифты, списки, таблицы или схемы.

В арсенале пользователя имеются квадрат, прямоугольник, круг и его производные, а также другие. Чтобы воспользоваться ими необходимо:

  • выбрать раздел «Вставка» в верхнем меню интерфейса;
  • ниже появятся инструменты, среди которых присутствуют «Фигуры», где можно выбрать один из готовых объектов;
  • кликнув левой кнопкой мыши по нужной фигуре, нужно нажать на той области документа, где она должна быть отображена;
  • после этого можно форматировать фигуру, меняя толщину границ, фоновый цвет и прочие параметры отображения;
  • для скругления углов нужно на выделенном объекте навести стрелку на залитый желтым цветом кружок в левой верхней части выделенной фигуры и настроить необходимое отображение;
  • чтобы перемещать фигуры стоит навести курсор на одну из границ элемента и дождаться появления курсора с четырьмя разнонаправленными стрелками. После этого можно расположить фигуру в нужном месте.

Для создания идентичных фигур нет надобности постоянно пользоваться вставкой и повторять вышеописанные действия заново – достаточно просто копировать их стандартным способом при помощи клавиш Clrl+С и Ctrl+V.

Для выравнивания элементов они поочередно выделяются при зажатой клавише Shift. После этого необходимо перейти в раздел «Формат» верхнего меню и выбрать пункт «Выровнять» в подразделе «Упорядочить». Откроется список, где можно выровнять фигуры, например, по нижнему краю.

Как создать блок-схему в ворде

Чтобы можно было легко связывать объекты, например, при помощи стрелок, потребуется создать блок-схему. Для этого в разделе «Вставка» нужно перейти в «Фигуры», после чего в самом низу всплывшего списка нажать на «Новое полотно». Переместив в его пределы ранее созданные фигуры можно соединить их при помощи стрелок:

  • сначала нужно добавить фигуру стрелки в полотно описанным ранее способом;
  • после ее выделения появятся кружки в нижней и верхней части. Управляя ими, стрелка крепится к нижней части одного элемента и верхней области другого;

Суть в том, что при дальнейшем перемещении любого из новых созданных объектов, привязанные к ним указатели будут двигаться следом.

Такой инструментарий дает возможность не только создавать новые схемы, но также и корректировать их отображение при необходимости. С каждой новой редакцией Microsoft Word расширяет арсенал своих инструментов и технологий, а также совершенствует удобство и простоту их использования.

Источник: http://composs.ru/sxemy-v-microsoft-word/

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a,b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Источник: http://learnpascal.ru/vvedenie-v-paskal/blok-sxema.html

Линии связей между блоками, направление потоков

Тип алгоритма определяется характером решаемой в соответствии с его командами задачи. Различают три типа алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Линейный алгоритм состоит из упорядоченной последовательности действий, не зависящей от значений исходных данных, при этом каждая команда выполняется только один раз строго после той команды, которая ей предшествует.

Таким, например, является алгоритм вычисления по простейшим безальтернативным формулам, не имеющий ограничений на значения входящих в эти формулы переменных. Как правило, линейные процессы являются составной частью более сложного алгоритма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно сварить яйцо пашот

Разветвляющимися называются алгоритмы, в которых в зависимости от значения какого-то выражения или от выполнения некоторого логического условия дальнейшие действия могут производиться по одному из нескольких направлений.

Каждое из возможных направлений дальнейших действий называется ветвью.

В блок-схемах разветвление реализуется специальным блоком «Решение». Этот блок предусматривает возможность двух выходов. В самом блоке «Решение» записывается логическое условие, от выполнения которого зависят дальнейшие действия.

Различают несколько видов разветвляющихся алгоритмов.

1. «Обход» – такое разветвление, когда одна из ветвей не содержит ни одного оператора, т.е. как бы обходит несколько действий другой ветви.

2. «Разветвление» – такой тип разветвления, когда в каждой из ветвей содержится некоторый набор действий.

3. «Множественный выбор» – особый тип разветвления, когда каждая из нескольких ветвей содержит некоторый набор действий. Выбор направления зависит от значения некоторого выражения.

Циклические алгоритмы применяются в тех случаях, когда требуется реализовать многократно повторяющиеся однотипные вычисления. Цикл – это последовательность действий, которая может выполняться многократно, т.е. более одного раза.

циклы с известным числом повторений (или со счетчиком);

циклы с неизвестным числом повторений (циклы с предусловием и циклы с постусловием).

В любом цикле должна быть переменная, которая управляет выходом из цикла, т.е. определяет число повторений цикла.

Последовательность действий, которая должна выполняться на каждом шаге цикла (т.е. при каждом повторении цикла), называется телом цикла или рабочей частью цикла.

Источник: http://studfiles.net/preview/1755574/page:2/

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное – как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм – это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую последовательность действий, чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма – это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно – получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным – необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным – задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) – он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов: «При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии – исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями – они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока – «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  небольшие как правильно писать

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм – это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм – это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия – это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» – при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» – каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» – это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность – выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно – циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл – это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно – с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла – это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется – счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения – параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику – это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила – линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием – это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность – тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные – это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних – внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

Источник: http://www.syl.ru/article/373722/blok-shema-primeryi-elementyi-postroenie-blok-shemyi-algoritmov

Ссылка на основную публикацию