как правильно подобрать цепь для велосипеда

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

В предыдущей статье был рассмотрен вопрос об устройстве велосипедной цепи и их типах. В этой статье мы рассмотрим актуальный для многих вопрос о правильном подборе длины цепи.

Если Вы меняете старую цепь на новую то тут все просто – необходимо новую цепь брать той же длины, что и старую. При этом, устанавливая на односкоростной велосипед новую цепь, нужно правильно отрегулировать натяг цепи.

При сильно натянутой цепи тяжело крутить педали, да и сама велоцепь будет подвержена большему износу.

При слабой натяжке цепь может соскакивать со звездочек и тогда не будет никакой возможности ни ехать вперед, ни затормозить. Особенно если на переднем колесе нет V-brake тормоза. Это уже очень опасно и может привести к трагедии. А цепь соскакивает всегда в самый неподходящий момент. Как поставить обратно слетевшую цепь на таком байке рассказано в отдельной статье.

Длина цепи и ее натяг на односкоростных велосипедах

Для определения длины цепи на односкоростных велосипедах используют следующий алгоритм действий:

  1. Положите велосипед вверх колесами или поставьте его на подставки, но так, чтобы заднее колесо свободно двигалось.
  2. Ослабьте гайки или эксцентрики на втулке заднего колеса.
  3. Выровняйте заднее колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости (чтобы оно не перекашивалось) и, передвигая его вперед-назад по дропаутам (наклонным пазам в которых крепится колесо), настройте правильное провисание (провис) цепи. Оно должно составлять 10-15 мм в центре между звездами.

Правильно замерить провис цепи можно приложив ровную линейку к нижним точкам передней и задней звезды и, оттянув цепь в центре, замерить расстояние от линейки до цепи.

Если двигать колесо в дропауте вперед или назад дальше некуда, а цепь еще не натянута – удалите лишние звенья.

  1. Проверьте равномерность вращения, прокрутив педали. Педали должны крутиться плавно, без рывков и свободно. Если этого нет, то скорее всего заднее колесо выставлено неправильно, с небольшим скосом.
  2. Проверьте, не будет ли соскакивать цепь со звезд. Для этого в процессе вращения педалей нажмите чем-то твердым, например, ручкой отвертки или молотка в районе передней звезды, перпендикулярно цепи, стараясь прижать ее к раме. Потом проделайте то же самое с цепью в районе задней звезды. Правильно натянутая цепь не будет соскакивать со звезд.

Видео о натяге цепи на односкоростной велосипеде.

На односкоростных велосипедах или велосипедах с планетерной втулкой можно поставить и натяжитель цепи, как на картинке снизу.

Натяжитель цепи это механическое устройсто, обеспечивающее необходимое натяжение цепи при катании. Используется в основном в агрессивных стилях катания.

Принцип работы натяжителя цепи основывается на том, что пружина оттагивает цепь и создает натяжения, тем самым препятствуя спаданию цепи со звезд.

Длина цепи на велосипедах с переключением передач.

Для определения длины цепи на велосипедах с переключением передач существует три способа. Все они равноценны между собой и использовать можно любой из них.

  1. Цепь надевается спереди на большую звезду, а сзади на самую маленькую звезду. При этом линия, проходящая через центры роликов, должна быть перпендикулярна земле. Ось нижнего ролика может отклоняться вправо-влево от оси задней кассеты на чуть-чуть.
  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые маленькие звездочки. Нижняя часть цепи должна идти параллельно земле, не цеплять направляющий ролик или лапку и расстояние между цепью и нижней частью переключателя должно быть 2 — 4 см.
  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые большие звезды. После этого цепь стягивается на сколько это возможно, лапка вытягивается полностью вперед и с того места, где сомкнулись начало цепи и та ее часть что проходит через полностью натянутую лапку, добавляем одно полное звено (одно внутренне и одно внешнее звено).

Длина цепи определяет точность переключения передачи. Иногда даже производители ставят чуть большую цепь, чем нужно. Учтите, что от длинной цепи проблем меньше чем от короткой. Вам повезет, если вы просто не сможете сменить передачу. Большую опасность представляет возможность поломки переключателя, который может выбить еще и спицы из колеса. Да и сама цепь может порваться.

Есть еще одна интересная идея. Как уже говорилось выше, удалять у обычной цепи можно только по целому однодюймовому звену. Но иногда, для более точного подбора длины цепи, когда нужно удалить или добавить именно одно полузвено ( 1/2″ или 12,7 мм.) , можно поставить в цепь одно халфлинк звено. Некоторые цепи даже продаются сразу с таким звеном. Вторым вариантом выхода из подобной ситуации можно рассматривать вариант подвинуть немного вперед или назад заднее колесо в дропаутах, добившись нужного натяжения цепи.

Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?

Хочется остановиться на одном моменте. Часто можно услышать вопрос: «Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?»

Ответить на него однозначно нельзя. Их должно быть столько — сколько нужно для нормальной езды.

Прежде всего нужно четко определиться, что подразумевается под термином звено цепи.

Напоминаем, что у всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. А есть еще и Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено), у которых длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Это рассмотрено в статье об устройстве велосипедной цепи.

Поэтом длина цепи зависит от типа рамы велосипеда, размера перьев и т.д. Обычно на шоссейных или гибридных велосипедах от 114 до 116 полных звеньев или чуть меньше. У горных велосипедов рама меньше и цепи обычно от 106 до 108 полных звеньев или немного больше. Ну а как правильно определять длину цепи для Вашего конкретного велосипеда было описано выше.

Если точно нужно знать сколько звеньев именно в цепи Вашего велосипеда есть два способа: просто их пересчитать или измерить длину цепи рулеткой (сантиметром) и разделить это число выраженное в мм на 25.4 — длину одного звена (или 12,7 для Халфлинк цепи).

Источник: http://www.sportek.in.ua/blogs/stati/kak-pravilno-opredelit-dlinu-velosipednoy-tsepi

Современные велосипеды отличаются гораздо более сложным устройством по сравнению со старыми моделями, поэтому во многом им требуется несколько другой уход, и в частности это касается того, как должна обслуживаться велосипедная цепь. Размеры, тип и еще множество других параметров таких комплектующих влияют на то, как их нужно правильно использовать. При этом многие люди продолжают действовать точно так же, как делали это раньше: просто смазывать ее пару раз в год, и кажется, что не будет ей износа.

На самом же деле нужно проделывать множество действий, для того чтобы своим плохим состоянием при езде вас не беспокоила велосипедная цепь. Размеры и прочие параметры таких приспособлений нужно правильно выбирать в процессе приобретения, чтобы изделие было удобно использовать в течение длительного времени. При этом его нужно своевременно смазывать и менять, если вы хотите обеспечить своему «железному коню» максимальную сохранность. Но при этом многие не знают о том, как и когда это нужно делать.

Как выбирать?

Правильный выбор цепи непосредственно зависит от того, какое количество звездочек используется в вашем велосипеде. Если ваш «двухколесный конь» имеет пять звезд, то в таком случае вполне оптимальным будет стандартный вариант, имеющий ширину 2,4 мм. Если же речь идет о велосипеде с 6-7 звездами, то нужно отдавать предпочтение более дорогим и качественным изделиям, так как стандартные могут просто не выдерживать подобных нагрузок, не говоря уже о том, насколько ответственно к этой процедуре нужно подходить при покупке цепи для 8-звездочного «коня», к которому подходят только самые гибкие и дорогие изделия. Конечно, при желании можно использовать и более дешевые аналоги, но в таком случае вам нужно будет достаточно часто их менять, причем делать это, скорее всего, придется сразу с кассетами, что делает экономию довольно сомнительной.

В первую очередь, вы должны полностью соблюдать совпадение характеристик вашей старой и новой цепи, и в частности это касается их ширины. Лучше всего использовать цепь от того же производителя, от которого у вас использовалась ранее, и для этого, скорее всего, нужно будет провести детальную очистку старого изделия, чтобы на пластинах отыскать название изготовителя.

Стоит отметить тот факт, что некоторые цепи дополнительно маркируются в соответствии с качеством их изготовления, и чаще всего такая маркировка наносится в виде цифр. Соответственно, чем более высокое числовое значение обозначает маркировка, тем лучше будет качество установленной цепи. Также стоит отметить тот факт, что цепи КМС часто различаются и по своему окрасу, а лучшие модели здесь принято окрашивать только в золотой цвет.

Почему-то немногие люди уделяют внимание такому моменту, как длина цепи, ведь именно этим параметром определяется точность переключения передач. Нередко случается так, что сами производители делают свои цепи длиннее, чем они должны быть, но от длинной цепи на самом деле далеко не так много проблем, как от короткой, потому что последняя довольно часто приводит к самым печальным последствиям. Выбирать нужно следующим образом:

  • На гибридные и горные велосипеды цепь устанавливается на самые крупные передние и задние звезды, после чего укорачивается настолько, чтобы рамка натяжителя имела практически горизонтальное направление вперед с запасом еще в два звена.
  • Если используется двухподвесочный велосипед, то в таком случае длина цепи должна подбираться в таком положении задней подвески, которое обеспечивает максимальное расстояние между кассетой и звездой системы.
  • На шоссейные велосипеды цепь устанавливается на малую заднюю и большую переднюю звезду.
  • К односкоростным велосипедам или велосипедам с планетарной втулкой длина цепи подбирается таким образом, чтобы в заднем колесе ось предельно надежно сидела в пазах рамы.

При использовании короткой цепи наиболее оптимальный исход событий – невозможность смены передач, но на самом деле чаще полностью ломается переключатель, который еще и нередко выбивает пару спиц из колеса, да и сама цепь при такой нагрузке просто-напросто может порваться при эксплуатации.

Когда ее меняют?

Как и в случае с любыми другими запчастями, в процессе эксплуатации у вас просто может износиться велосипедная цепь. Размеры этого элемента здесь не играют никакой роли, ведь изнашиваются даже самые высококачественные изделия, но при этом зачастую любые неполадки при желании можно исправить полностью самостоятельно. При этом нужно понимать, что нет какого-то однозначного ответа на вопрос о том, по какой причине происходит этот износ, ведь есть огромнейшее количество факторов, влияющих на этот процесс. Почва, погодные условия, тип и способ смазки, длительность езды – из-за всего этого в конечном итоге изнашивается велосипедная цепь. Размеры и прочие нюансы нужно уже учитывать, выбирая, какой лучше применить к ней подход.

Именно поэтому каждому велосипедисту будет полезно знать, что представляют собой такие комплектующие и как именно нужно их обслуживать.

Что она собой представляет?

Цепь для велосипеда является основным механизмом «двухколесного коня», и представляет собой стандартную приводную роликовую цепь, передающую крутящий момент на ведомую с ведущей звездочки. Всего сегодня изготавливаются три типа таких изделий:

  • облегченная;
  • half-link;
  • односкоростная или скоростная.

Также стоит отметить тот факт, что цепи между собой отличаются шириной и расстоянием между пинами, скрепляющими звенья. При этом есть несколько причин, по которым цепь для велосипеда может изнашиваться, но среди наиболее распространенных можно выделить следующие:

  • негативные погодные условия;
  • слишком большой срок использования цепи;
  • способ и вид смазки;
  • качество изготовления.

Таким изделиям требуется особое внимание. Нужно знать, как натянуть цепь на велосипеде, когда ее смазывать, чистить и менять. Увидеть слишком сильный износ достаточно просто – она регулярно спадает, выскакивает и заметно вытягивается.

Есть множество мнений по поводу того, как натянуть цепь на велосипеде, и нужно ли ее вообще смазывать. Некоторые считают, что смазка ей вообще не требуется, потому что на масле начинает скапливаться большое количество грязи, что приводит к ускорению износа цепи. Другие же, наоборот, думают, что именно правильно выполненная смазка позволит увеличить общий срок службы данного механизма. Но здесь у многих возникают вопросы о том, как правильно наносить смазку и что делать, если после этого слетает цепь на скоростном велосипеде?

Можно провести данную процедуру при помощи стандартной масленки. Также можно использовать спрей, но в таком случае нужно быть предельно аккуратным, потому что масло может попадать не только на цепь, но еще и на какие-то другие части вашего велосипеда. Если неправильно нанести масло, то в итоге сам механизм слишком сильно загрязняется, а бывает так, что также слетает цепь на скоростном велосипеде.

Особенности, которые нужно учитывать

Основное правило выполнения данной процедуры – правильно соблюсти три точки, в которых наличие масла является обязательным – это:

  • место, в котором заклепка трется о внутренние пластины;
  • место, в котором соприкасаются внешние и внутренние пластины;
  • внутренняя поверхность ролика.

Достаточно часто, когда надевается цепь на спортивный велосипед, смазывание может повлечь определенные проблемы, связанные с возникновением пузырьков воздуха. При использовании стандартной технологии смазки маслом при помощи спрея воздушные пузырьки всегда остаются внутри стакана, что не позволяет маслу проходить дальше. Но даже в том случае, если оно все-таки попадет внутрь, оно уже будет загрязненным, потому что внешние пластины предельно быстро покрываются пылью от дороги.

Гораздо меньше проблем возникает, если производится натяжение цепи велосипеда «безстаканного» типа. Такие изделия устроены так, что даже если масло капать на какой-то конкретный ролик, при движении оно будет попадать внутрь, тем самым вытесняя оттуда воздух, а через различные зазоры также будет попадать и на внешние пластины. Так как боковые пластины смазываются изнутри, вся присутствующая грязь будет полностью вымыта за счет использования потока масла, и при этом не стоит даже беспокоиться о загрязнении роликов, так как они полностью очищаются без лишней помощи в процессе взаимодействия с зубьями.

Что использовать?

Наиболее распространенными на сегодняшний день являются два основных вида смазки – ваксы и мотоциклетные.

Последние представляют собой густой материал в комбинации с растворителем, который отличается достаточно высокой скоростью испарения. Любой велолюбитель знает о том, что тягучие смазки не могут проникать в те места, где они действительно необходимы, в то время как жидкие не слишком долго задерживаются в цепи. Именно по этой причине лучше всего, если вся длина цепи велосипеда будет смазана мотоциклетным маслом, так как за счет использования в нем специального растворителя оно без труда может проникать даже в самые труднодоступные места, после чего это вещество полностью улетучивается и остается густой материал, который может прослужить в течение длительного времени.

Ваксы действуют аналогичным образом, так как в них используется комбинация жидкой и тягучей смазки, но при этом стоит отметить, что в данном случае цепь придется опускать в расплавленную тягучую жидкость, и под воздействием температур смесь станет жидкой, попадая во все места, где ее нужно разместить, после чего остывает там и обеспечивает работу в течение длительного времени. Главным недостатком такого метода можно назвать только то, что для его реализации может понадобиться достаточно большое количество времени.

Выше уже говорилось о том, что смазка представляет собой достаточно липкий материал, вследствие чего на нее достаточно быстро прилипает дорожная пыль. Именно по этой причине в процессе эксплуатации транспортного средства нужно уделять особенное внимание процедуре очистки.

Найти сегодня средство для эффективного очищения цепи не составляет никакого труда, так как современные магазины предлагают своим потребителям достаточно богатый ассортимент чистящих жидкостей, имеющих самые разные составы и аромат. Однако главный минус этих жидкостей, которыми обрабатывается цепь на велосипед — цена, поэтому позволить их себе могут не все. В связи с этим в преимущественном большинстве случаев современные велосипедисты предпочитают использовать обычные средства наподобие бензина или ацетона.

Есть некоторые специализированные средства, которыми достаточно быстро приводится в нормальное состояние цепь на велосипед. Цена таких средств достаточно низкая, но при этом главным недостатком их чаще всего является то, что они имеют достаточно сильный и резкий запах, поэтому чистить ими в закрытых помещениях крайне не рекомендуется. При этом стоит учитывать, что сегодня саму цепь вполне можно купить приблизительно по цене от 150 до 400 рублей.

Помимо этого, нужно будет использовать тряпку, щетку и небольшую емкость, в которую переливается чистящее средство. Если ваша цепь еще не слишком сильно загрязнилась, то в таком случае будет вполне достаточно просто протереть ее тряпкой, но в противном случае она сначала замачивается в емкости с чистящей жидкостью, и затем разбалтывается там при помощи щетки. Замену жидкости придется проводить до тех пор, пока она не будет полностью чистой, причем в некоторых случаях процедура даже может затянуться на довольно длительный срок.

Как понять, что цепь пора заменить?

Многие считают, что своевременная замена цепи представляет собой не настолько важное мероприятие, потому что всегда можно дотянуть до последнего момента, и только потом уже менять ее. На самом же деле не стоит забывать о том, что общий срок службы кассеты велосипеда в несколько раз больше по сравнению со сроком службы цепи, и если вовремя ее не менять, то потом придется уже проводить замену сразу двух комплектующих. При этом можно продлить ресурс цепи, если правильно понимать, как нужно переключать скорости.

Полезные советы

Есть способ, позволяющий в течение длительного времени не беспокоиться по поводу того, как надеть цепь на велосипед после ее приобретения. Сначала используется одно изделие, но, после того как появляются малейшие подозрения на износ, его заменяют другим, однако старое не выбрасывают. Если же опять появляются подозрения, то ставится третья, и только после ее частичного износа на место возвращается первая – и так по кругу. Такой способ позволяет добиться полноценного и равномерного применения всех трех цепей, но немногие предпочитают пользоваться такой технологией, потому что она требует к себе довольно кропотливого подхода.

Если изделие изношено и пора его менять, оно будет удлиненным, вне зависимости от того, сколько звеньев в цепи велосипеда. При этом оно будет постоянно выскакивать и спадать, что приведет к массе трудностей в процессе эксплуатации.

Как ее поменять?

Основная сложность здесь заключается в том, чтобы правильно снять изделие, и при этом не повредить ни одно звено цепи велосипеда. Для того чтобы демонтировать ее без каких-либо повреждений, нужно обзавестись выжимкой, которая сегодня продается практически в каждом нормальном веломагазине. Дальше процедура проводится следующим образом:

  1. Кладите звено цепи на выжимку так, чтобы пин располагался перед выжимной осью.
  2. Аккуратно прокручивайте ручку для выдавливания пина, и останавливаться здесь нужно только тогда, когда он будет почти выдавлен. Крайне внимательно следите за процессом проведения этой процедуры, потому что есть риск полного выдавливания, а вставить его обратно зачастую бывает чрезвычайно сложно.

Мгновенно снять и установить цепь можно при помощи специализированного звеньевого замка.

Источник: http://fb.ru/article/251335/velosipednaya-tsep-razmeryi-po-modeli-velosipeda-ustanovka-regulirovka

Цепи Shimano

на 7-8 передач: CN-HG40, CN-HG50, CN-IG70, CN-HG70, CN-HG91
на 9 передач: CN-HG53, CN-HG73, CN-HG93 и CN-7701
на 10 передач: CN-HG74, CN-HG94 CN-5600, CN-5701, CN-6600, CN-6701, CN-7901 и CN-M980

Цепи SRAM

на 7-8 передач: PC-830, PC-850, PC-870 и PC-890
на 9 передач: PC-951, PC-971, PC-991 Cross step и PC-991 Hollow pin
на 10 передач: PC-1031, PC-1051, PC-1071, PC-1091 и PC-1091R

Цепи KMC

на 7 передач: Z50, Z51, Z51RB
на 8 передач: Z72, Z82, Z92, Z7, Z8, Z8RB, Z92RB и X8
на 9 передач: Z99RB, Z99, X9, X9L и X9SL
на 10 передач: X10, X10L, X10EL и X10SL
на 11 передач: X11L, X11SL

Источник: http://veloinsider.ru/snaryazhenie/kak-pravilno-vybrat-cep.html

Мы начинаем серию статей о велосипедной цепи.

Сначала рассмотри их устройство и типы, маркировку, а так же как правильно подобрать ширину и длину цепи.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы износа цепи, как его измерить и уменьшить, как правильно снимать велосипедную цепь (в помощью такого инструмента как выжимка цепи и без нее), а также как и чем мыть и смазывать велоцепь (после активных покатушек по грязи и мойки велосипеда, а так же при его подготовке к зимнему хранению).

Велосипедная цепь – элемент трансмиссии, передающий силу ног велосипедиста на заднее колесо.

Она позволяет преобразовать мускульную силу человека в энергию движения и передает 95-98 процентов от усилий ног, прилагаемых к педалям.

Устройство велосипедной цепи и ее типы

Цепь состоит из звеньев. Каждое звено состоит из двух полузвеньев: внутреннего и внешнего. Полузвенья еще называют «шагом цепи» и скрепляются между собой специальным элементом – пином, на который одевается ролик. За ролик цепляется зубья звездочек.

Все велоцепи, кроме халфлинк (Half-Link), состоят из двух видов звеньев: внутренних и внешних.

У всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. Часто полузвено называют просто «звеном«

Это связано с одинаковым шагом зубьев на всех звездочках. Удалять или добавлять можно только по целому звену, т.е. длины велоцепей кратны дюйму.

Это не касается только халфлинк (Half-Link) цепей. У них можно менять по одному звену, длина которого 1/2″ (12,7 мм.), что позволяет более точно подбирать размер цепи. Но об этом мы поговорим ниже.

Ширины у цепей разные и зависят от её типа и количества звезд в кассете. Ширина велоцепи измеряется между пластинами внутреннего звена.

Цепи бывают нескольких типов

1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.

Цепь на односкоростном велосипеде

Цепь на планетарной втулке

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной – нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.

Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.

В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)

Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).

Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.

Как правильно установить Half-link цепь на велосипед.

При замене Халфлинк цепи нужно помнить о направлении ее движения – широкая часть звена по направлению к рулю.

Замки велосипедной цепи

Цепи разных производителей отличаются типом соединения. Есть цепи с соединительным звеном, а есть без него. Например, велоцепи таких производителей как Shimano и Campagnolo идут без соединительного звена. SRAM и KMC наоборот, производят цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink). С их помощью её гораздо проще устанавливать и снимать с велосипеда.

Если на Вашем велосипеде установлена цепь без такого замка, то сейчас в магазинах можно купить отдельно замки и использовать их у себя. Только выбирайте замок, подходящий по ширине именно для Вашей цепи.

Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без специального устройства, называемым выжимкой цепи.

Из каких материалов изготавливают велосипедные цепи

Характеристики цепи, такие как долговечность, вес, прочность, коррозийная стойкость зависят от:

  • материала, из которого она изготовлена,
  • поверхностной термической и химической обработки,
  • от наличия специального напыления или покрытия.

Изготавливают все цепи из различных марок сталей.

Визуально и ориентировочно о качестве цепи можно судить по ее цвету. Цепи относительно низкого качества имеют желтоватый отлив. Если боковые пластины черного цвета, то это черненый и вороненный металл, что уже лучше, но, в общем, то же низкое качество. Цепи среднего уровня белые и блестящие — это никелированные цепи. Самые высококачественные имеют матовый серый цвет.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка цепи содержит все данные о ее геометрических параметрах.

Обычно она содержит 2-3 строки.

1/2″ x 3/32″ – 116 links

Pin length 7,3 mm

Что означают цифры в маркировке цепи:

  1. 1/2″ – Шаг цепи. Полдюйма 12,7 мм. Как уже говорилось выше, он одинаков у всех велоцепей.
  2. 3/32” – Внутренняя ширина. Это расстояние между пластинами внутреннего звена. Оно напрямую связан с толщиной звезд системы и кассеты. Естественно, что если звезды широкие, то тонкая цепь на них не сядет.

Обычно эти размеры следующие:

1/8″ (3,18 мм) – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов (односкоростные байки), Freestyle, BMX и байков с планетарной втулкой. Например: «Тяжмаш», «Ditton».

3/16″ (4,76 мм) – более старый стандарт цепей для односкоростных велосипедов

3/32″ (2,38 мм) – для кассет с 6, 7, 8-ю звездами. 6, 7, 8, 18, 21, 24 скорости.

11/128″ (2,18 мм)– для кассет с 9, 10 звездами.

  • 116 Links – количество звеньев в цепи. О длине цепи более подробно рассказано в статье «Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи»
  • Pinlength7,3mm. Это наружная ширина цепи или длина пина. Он связан с расстояниями между звездами кассеты и системы. Если цепь шире, чем это расстояние, то соседняя звезда большего диаметра будет мешать цепи встать на место при переключении передач.
  • Есть еще такой параметр как «Предел прочности на разрыв». Например, 820 кгс. Это значит, что для разрыва цепи, нужно приложить силу, эквивалентную 820 кг.

    Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться соответствующими таблицами здесь.

    Ширина велосипедной цепи

    Современные многоскоростные велосипеды имеют разное количество передач, зависящее от количества звезд как спереди в системе (ведущие звезды), так и сзади в кассете (ведомые звезды). Чем больше звезд в кассете, тем меньше между ними расстояние и меньше ширина рамок переднего и заднего переключателей скоростей. Для определения необходимой ширины цепи нужно знать количество звездочек на кассете.

    Ширина многоскоростных цепей зависит от количества звезд в кассете и приведена в таблице:

    О том, как правильно подобрать длину велоцепи (сколько в ней должно быть звеньев) для односкоростного велосипеда или для модели с переключением передач рассказано в статье «Как правильно определить длину велосипедной цепи».

    Как правильно выбрать велосипедную цепь?

    Прежде всего, посмотрите на маркировку цепи, установленной на велосипеде и ищите подобную.

    Маркировка цепей популярных производителей приведена на картинке в таблице ниже. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.

    Производители определяю качество своих цепей маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число в маркировке, тем лучше качество. Цепи КМС делают разной окраски— самые лучшие окрашиваются в золотой цвет.

    В последние годы Shimano производили цепи следующих типов:

    • Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-11 звезд,
    • HG (Narrow HG) на старые кассеты на 6-8 передач
    • IG (Narrow IG), предназначенные для кассет на 8 и 7 звезд.
    • Цепи на односкоростные велосипеды

    Иногда на самых дешевых велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano класса Tourney, также встречаются цепи UG-30 или UG-50 на 5-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, например IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем она лучше и дороже.

    В цифровом индексе цепей SRAM закодирована информация о количестве передач – первая цифра, и о классе цепи – вторая и третья цифра. Например, PC-991 рассчитана на 9 звездную кассету. 91 – класс цепи.

    Фирма SRAM выпускает цепи на 11,10, 9, 5-8 передач.

    Цепи для односкоростных велосипедов ставятся только на них. Не пытайтесь их поставить на многоскоростной велосипед, да она и не влезет.

    Поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество звезд на кассету с большим количеством звезд нельзя. Более широкая не поместиться между звездами.

    Велоцепи на 7 звезд можно поставить на 7-ми, 6-звездные кассеты, но нельзя ставить на односкоростные велосипеды.

    Рассчитанную на 8 звезд можно поставить на 8-ми и 7-звездные кассеты.

    Цепь на 9 звезд можно поставить только на эту же кассету – на 9 звезд.

    Предназначенные на 10 и 11 звезд в кассете, можно ставить только соответственно на 10 и 11 звездные кассеты. Велоцепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд между собой несовместимы.

    Десятискоростные велоцепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами.

    Естественно, следует учитывать и финансовый аспект. Фирменная продукция стоит недешево. Однако, современные китайские велоцепи, значительно более дешевые, по качеству не всегда сильно отличаются от фирменных изделий. Иногде дешевле поменять несколько китайских цепей, чем переплачивать за фирменную, тем более, что большинство из них производят все-равно в Китае.

    Отдельно хочется сказать об отечественном производителе «Тяжмаш». Его продукция предназначена для односткоростных велосипедов и является аналогом старых советских цепей (с эмблемой «Сделано в СССР»). Так же, как и 30-40 лет назад, они изготавливаются из высокоуглеродистой стали, значительно уменьшающей износ трущихся деталей. Обладают высокой прочностью, выдерживая усилие на разрыв в 1100 кг. Им не страшны рывковые нагрузки и удары при падениях. Они практически вечные, при том что значительно дешевле своих зарубежных аналогов, даже китайских.

    Видео Как делают велосипедные цепи

    Источник: http://www.sportek.in.ua/blogs/stati/velosipednaya-tsep-ustroystvo-markirovka-shirina-i-pravila-podbora-velotsepi

    Длина цепи:

    Длина цепи – это параметр, который многие упускают из вида при сборке велосипеда «с нуля» из набора комплектующих, либо при замене изношенной цепи. На самом деле стоит также помнить, что на многих новых велосипедах, продающихся в магазинах по недосмотру, либо ошибке производителя может стоять слишком длинная цепь, что неминуемо ухудшит точность переключения. Помимо этого, она также будет чаще соскакивать со звёзд на техничном рельефе, корнях и камнях. Но если длинная цепь может просто несколько раз подкинуть вам неприятный сюрприз за время поездки, то последствия установки чересчур короткой цепи могут быть катастрофическими. В лучшем случае вы просто не сможете переключиться на большие звёзды системы и кассеты из высокого натяжения. В худшем – задний переключатель может оторваться и поломаться (выбив заодно несколько спиц из заднего колеса), порвётся сама цепь. Можно с уверенностью сказать, что неверно подобранная длина цепи велосипеда – это прямой путь к скорому ремонту.

    Тип заднего переключателя:

    Задний переключатель на вашем велосипеде играет огромную роль в регулировке длины и натяжения цепи. Лапка переключателя, смещаясь назад, поддерживает достаточное натяжение, когда вы используете маленькую звезду в кассете, но при этом она же компенсирует. При этом она также может смещаться вперёд, когда вы переключаетесь на большие звёзды для преодоления подъёма. Соответственно задние переключатели выпускаются в 3-х возможных вариантах: с короткой, средней и длинной лапкой/рамкой (в зависимости от ваших предпочтений и возможностей велосипеда). Основной принцип при выборе нового переключателя: чем шире диапазон передач, тем длиннее должна быть лапка. Если рассматривать классическую компоновку велосипедной трансмиссии с 3-мя звёздами в системе, то там наиболее уместной будет длинная лапка. Если мы говорим об моделях с одной звездой в системе, то короткая лапка вполне подойдёт. Например, вы захотите использовать короткий задний переключатель на велосипеде с большим диапазоном передач, тогда вам потребуется также установить слишком длинную цепь (которая будет компенсировать недостаточную длину переключателя). И золотой середины тут, к сожалению нет. Неправильно подобранный задний переключатель не позволит вам определить правильную длину цепи и избежать поломок.

    Слишком длинная цепь будет часто слетать и вызывать проблемы с переключением, слишком короткая может оторвать вам задний переключатель. Вам уже не терпится проверить длину цепи на своём велосипеде?

    Полезные советы:

    — Важно помнить о том, что определять длину цепи на двухполвесе (велосипеде с передним и задним амортизатором) нужно в тот момент, когда задний амортизатор прожат на весь ход (т.е под нагрузкой). При этом цепь должна быть установлена на самые большие по диаметру звёзды в кассете и системе.

    — На современных велосипедах с 20 скоростной трансмиссией (2 звезды в системе и 10 в кассете) можно использовать при езде комбинацию из самых больших по диаметру звёзд спереди и сзади. Это не рекомендуется делать на велосипедах, имеющих в системе 3 звезды. Однако при выборе длины цепи необходимо всё равно поставить её на самые большие звёзды в кассете и системе – вы ведь можете случайно переключиться на такую комбинацию во время катания, и не хочется, чтобы это привело к поломке.

    — Некоторые профессиональные велосипедисты выставляют минимально возможную длину цепи, чтобы минимизировать возможность её соскока даже на самом трудном рельефе. При этом нужно постоянно следить за тем, чтобы не использовать одновременно большую звезду спереди и сзади. Но мы не рекомендуем Вам подобные эксперименты.

    — На многих велосипедах, отправляемых с завода по магазинам и дилерам в разных странах, установлена слишком длинная стандартная цепь. Поэтому её рекомендуется дополнительно проверить, даже учитывая, что велосипед абсолютно новый, из коробки.

    — Длина лапки задних переключателей у Sram и Shimano различна. Это же можно сказать о переключателях одной серии от одного производителя, но разных модельных годов. Это означает, что после замены заднего переключателя проверка длины цепи попадает в список обязательных сервисных мероприятий.

    Особенности двухподвесов

    Выставить необходимую длину цепи – не сложная задача, но всё становится уже не так просто в случае с двухподвесами. Почему это происходит? Многие производители велосипедов используют компоновки подвески, которые повышают эффективность при педалировании. При этом по мере срабатывания подвески увеличивается расстояние между кареткой и осью заднего колеса. Это смещение может происходить на протяжении всего хода подвески, либо только в определённом диапазоне. Но это в любом случае означает, что на двухподвес надо при прочих равных устанавливать более длинную цепь, чем на хардтейл.

    Прожмите подвеску на полный ход, т.к. именно в этом положении у вас получится определить подходящую длину цепи. Если на вашем велосипеде установлен воздушный задний амортизатор, то просто спустите воздух через клапан (по виду похож на «автомобильный» ниппель), параллельно сжимая своим весом подвеску. В случае с пружинным амортизатором вам придётся сначала извлечь его из рамы, удалить пружину, а затем вставить амортизатор обратно.

    Прежде чем приступить к манипуляциям с амортизатором, вам необходимо переключить цепь на самые большие звёзды в кассете и системе. Для удобства можно закрепить велосипед в ремонтной стойке, если таковая имеется.

    Если длина цепи слишком маленькая, то вы сразу заметите это по положению лапки заднего переключателя. На фотографии выше представлено положение заднего переключателя при полностью прожатой подвеске. Можем с уверенностью сказать, что подобная длина цепи вызове в лучшем случае поломку петуха и самого заднего переключателя. Соответственно требуется добавить несколько звеньев, либо выбрать более длинную цепь.

    На фото выше изображено положение заднего переключателя при правильно подобранной длине цепи. Добавив всего два дополнительных звена, мы избавили себя от множества потенциальных проблем.

    Переключите цепь на самую маленькую звезду в кассете и системе. Если вы видите картину, похожую на левое фото, то длина цепи подобрана практически идеально. Мы видим что цепь достаточно натянута, но при этом сохранён необходимый свободный ход, а также есть запас для переключения на более крупные звёзды. На правом фото показана слишком большая длина цепи, которая, как мы уже выяснили, сможет привести к серьёзной поломке вашего велосипеда, а также регулярным соскакиванием цепи со звёзд.

    Источник: http://www.cronusbike.ru/blog/sovetyi_velosipedistu_kak_podobrat_optimalnuyu_dlinu_tsepi.html

    Ссылка на основную публикацию