как определить что цель урока сформулирована правильно

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.

Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».

  1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
  2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
  3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
  4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.

  1. Способствовать тому-то … и тому-то…
  2. Создать условия для того-то… и того-то …
  3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…
  4. Содействовать тому-то … и тому-то…

Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Приведем еще примеры дидактических целей:

«Выявление и закрепление знаний по теме …»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»

«Введение новых понятий (идет их перечень) …»

«Обучение навыкам чтения …»

«Изучения схем включения …»

«Изучение принципа действия и устройства …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»

«Изучение способов определения …»

«Изучение последовательности действий …»

«Изучение общих схем …»

«Изучение назначения различных …»

«Изучение особенностей протекания явлений …»

«Знакомство с порядком выполнения действий …»

«Систематизация и обобщение знаний по теме …»

Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры

Критерии качества образования учащихся

Виды целей и задач

Содержательная основа для постановки целей

Способы формулирования целей и задач

Образовательные цели обучения в школе

Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам

Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе

Задачи личностного развития учащихся, компетенции.

Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников.

Списки ценностей и ключевых компетенций.

Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы

С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др.

Показатели здорового человека данного школьного возраста.

Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы.

Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса

Источник: http://www.korolevb.ru/index.php/dlya-uchitelej/22-kak-opredelit-tseli-uroka

Цели деятельности учителя понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся.

Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.

Учащиеся — активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.

ПРИМЕР 1.
Когнитивная (познавательная ) — владение учениками умениями .

Развивающая — наличие на уроке условий для самоопределения учащихся, выдвижения ими гипотезы, планирования чего-то, оценки результатов и формулирования выводов.

Когнитивные цели можно формулировать через планируемые результаты обучения:

— дают определение понятий, приводят примеры .

— доказывают .
— объясняют зависимость.
Развивающие цели — создать условия для развития и воспитания.
ПРИМЕРЗ.
Учебные цели формулируются в виде выходного теста.
Развивающие цели — обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей
учащихся: понимать тексты, переводить тексты в диалоговую и табличную формы.
Приступая к формулировке целей урока, учитель:
— изучает требования программы;
— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена , она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм
организации познавательной деятельности школьников.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель ):
— образовательные (обучающие);
— развивающие;
— воспитательные.
Образовательные:
— обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем .
— обеспечить формирование умений .
— установить уровень знаний по теме.
— обеспечить обобщение изученного материала по теме.
— обеспечить систематизацию изученного материала по теме .
— обеспечить отработку умений учащихся.
Развивающие и воспитательные:
создать условия для:
— развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы );
— развития элементов творческой деятельности ( интуиции, пространственного воображения, смекалки);
— развития мировоззрения;
— развития навыков устной и письменной речи;
— развития памяти;
— развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
— развития эстетических представлений и художественного вкуса;
— развития логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),
способности четко формулировать свои мысли;
— воспитания уважения к своей Родине;
— воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядоч-ности;
— воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
— воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
— подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
— развития у школьников исследовательской культуры ( развитие умений ис-пользовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза,
эксперимент);
— развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
— развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, моно-логическую и диалогическую речь);
— развития у учащихся рефлексивной деятельности.

Компетентностный подход: правила постановки учебных целей

Ребенок должен не просто узнать очередную порцию информации, а научиться делать что-то новое. Как же педагогу сформулировать эти новые цели и суметь достичь их?

Не секрет, что новые педагогические подходы с большим трудом приживаются в массовой школе. Вероятно, это происходит оттого, что все «за», но мало кто знает «как». Ведь освоение нового подхода гораздо сложнее нового метода работы или даже технологии. От учителя требуется пересмотреть основания, установки своей деятельности. Это, пожалуй, не только самый трудный, но и самый важный момент. Так, компетентностный подход предполагает переориентирование учителя уже на стадии планирования урока, ибо цель его принципиально меняется.

Компетентностный подход, сегодня уже обретающий черты нормы, несомненно, не только возможен, но и, как правило, реализовался опытными педагогами во все времена существования школы как институт обучения и воспитания. Но он все еще не осмыслен глубоко и не стал повседневной педагогической практикой обычной российской школы, поскольку провозглашение новой нормы не означает автоматического изменения массовой практики. Самое трудное – перевод целей и ценностей в механизм, который позволит замысел превратить в реальность.

На чем можно и нужно акцентировать внимание, если речь идет о реализации компетентностного подхода на уровне учителя и урока? Что должно измениться в этой ситуации в деятельности учителя? Чему его надо научить? Что должно стать предметом наблюдения в деятельности учителя на уроке, в том числе и через анализ урока?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно отрегулировать клапана на ямз 238

Главный аспект компетентностного подхода – определение целей. Здесь важны два момента: .как ставит цель учитель при подготовке к уроку и как ставится цель на уроке (участвует ли в этом процессе ученик)? Что здесь должно быть важным для учителя и любого наблюдателя на уроке?

1. Планирует ли педагог в качестве долгосрочных целей получение учениками новых образовательных результатов?

Самое главное в компетентностном подходе – результат ученика , который не сводится только к уровню предметной обученности, но и должен включать уровень сформированной компетентности – способности действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.

Английские педагоги, отвечая на вопрос о целях: «Что мне хотелось бы, чтобы спустя год или два после завершения моего курса учащиеся могли… (чему и зачем учиться?)», дали следующие ответы (Дэвид Клустер и Патришия Блум):

• Применять полученные знания для решения практических задач.

• Искать и находить способы сделать мир лучше.

• Учиться на протяжении всей жизни.

• Видеть связи между взглядами, убеждениями и поступками – собственными и окружающих людей.

• Сохранять позитивное мировосприятие, несмотря на жизненные трудности и невзгоды.

• Уметь применять критическое мышление в любых жизненных ситуациях, делиться всем, чему они научились, с окружающими, чтобы вместе делать этот мир справедливее.

Ведущим результатом (целью российской школы), несмотря на формулировки желаемых результатов, подобные английским, пока остается предметная обученность, позволяющая ученику успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Это не случайно: именно в этой части контроль остается методичным и последовательным, и львиная доля времени учителя на уроке посвящена достижению этой цели.

Как же «проявить», «сделать видимым» новый результат ученика на компетентностном уровне? Для этого можно воспользоваться описанием четырех уровней компетентности решения проблем по Грайсу (1964):

1) нарушение правил по незнанию (отсутствие опыта или отсутствие средств);

2) знание и соблюдение правил (классическое школьное научение);

3) осмысленное нарушение правил (как условие субъектности или способность играть с правилами);

4) не просто нарушение правил, а полное их изменение. Высшая компетентность – уметь пересекать границы.

Может ли получение результата на 3-м и 4-м уровнях компетентности ученика быть целью учителя на уроке? Иными словами, готов ли учитель к тому, чтобы оценить по достоинству ученика, работающего на 3-м и 4-м уровнях? Если внимательно проанализировать эти уровни, то окажется, что в пятибалльной системе российской школы балл «2» соответствует первому уровню компетентности, а «5» – второму. Таким образом, вся пятибалльная шкала оценок легко укладывается в первые два уровня компетентности. И только у небольшой части учителей ученик может получить «5» лишь тогда, когда продемонстрирует 3-й или 4-й уровни компетентности (именно таких учителей и вспоминают всю жизнь с благодарностью, хотя учиться у них ох как нелегко!). У многих учителей демонстрация учеником таких результатов вызовет лишь реакцию неодобрения: «Научись сначала решать как нужно, иначе ЕГЭ не сдашь, а потом будет видно». Дефициты системы оценки чувствуют и ученики. Не случайно один из старшеклассников в анкете написал: «В нашей школе и моем классе оценка практически двухбалльная».

2. Компетентностный подход предполагает измеримость поставленной цели. Как с этих позиций должна выглядеть цель урока? Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты с намеченным результатом? Это касается не только обучающей цели, но и развивающей (намеренно опустим цель воспитательную, поскольку ее достижение редко может быть «измерено» вообще, а в рамках одного урока – тем более).

Одним из способов постановки компетентностно-ориентированных целей является применение так называемых SMART-критериев. SMART – это аббревиатура (по первым буквам пяти английских слов), помогающая запомнить пять важнейших критериев постановки «правильных» целей:

• S (Specific) – конкретные: цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, сильно отличающийся отзапланированного, и получится, как в старом анекдоте: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу. »

• M (Measurable) – измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей) для определения, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

• A (Attainable) – достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

• R (Result-oriented) – ориентированныена результат: цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

• T (Time-bounded) – соотносимыес конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении (урок – 45 минут).

Исходя из предложенных характеристик, трудно представить хозяйку, которая вместо цели «испечь торт с характеристиками по рецепту» поставила бы цель «развитие глазомера, ловкости, воспитание аккуратности» и т.п. А вот для педагогики такие «цели», увы, привычны. Очень часто они формальны (что означает уход от ответственности за их достижение), и можно встретить такие формулировки целей, поставленных учителем для 45-минутного (!) урока: развитие мышления, памяти, речи, воспитание любви к Родине и т.п. Ни способа измерения такой цели, ни достижимого и очень конкретного представления о результате за 45 минут такая формулировка цели не дает (и не предполагает!), а следовательно, не может иметь никакого отношения к компетентностному подходу (и вовсе не потому, что это не важно!).

При формулировании цели учителю прежде всего нужно задать себе вопрос: что он хочет получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У него в голове формируется свое видение результата выполнения задачи. Чем яснее и конкретнее это видение у педагога, тем понятнее это будет и для учеников (включая критерии последующей оценки результатов их деятельности).

Но даже после такой детальной предварительной работы над формулировкой цели непосредственно на уроке при ее изложении у учеников может сложиться иное видение результата. То есть может получиться, что учитель и дети по-разному представляют себе одну и ту же цель. Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли ученики вас поняли, достичь однозначного понимания, что нужно получить в результате выполнения цели.

Гораздо проще с обучающей целью. Здесь, как правило, учитель чувствует себя уверенно. Ведь эта цель – из области программных требований, поэтому она конкретна, достижима и т.д.

А вот развивающая цель урока вызывает не только и не столько затруднение, сколько желание «отмахнуться», написать что-нибудь формальное вроде привычного «развивать», «формировать» и т.п. – в характеристиках не результата, а процесса, никогда не завершающегося. Тем самым – устранить лишнюю ответственность за результат на уроке, не связанный напрямую с предметной обученностью.

Поэтому не случайно вопрос, заданный ученику: «Что узнал нового?», и вопрос, заданный учителю: «Что нового объяснил?», не вызывают затруднений ни у одной из сторон, а вот вопрос ученику: «Чему научился?» и самые важные вопросы учителю: «Что должен научиться делать ребенок на 45-минутном уроке (слово «делать» здесь является ключевым) и как вы делаете это сами?» – вызывают серьезные затруднения у обоих.

Как правило, проще дело обстоит с уроками информатики, физкультуры, математики, физики, даже русского языка – там привычнее выделять алгоритмы и способы деятельности, освоение которых должно стать конечным результатом учащихся на уроке. Сложнее ответить на этот вопрос в отношении литературы, истории, гуманитарных предметов, потому что там проще пересказать, что узнал один или о чем рассказал другой, но чему научился ученик: какие проблемы, задачи решать, как действовать – ответить бывает очень сложно.

Таким образом, при постановке цели актуален вопрос:как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог ответить, чему научился ученик (не «узнал», а «научился делать»!)? «Такой подход можно считать прогрессивным по сравнению с практикой постановки педагогических целей, когда цель формулируется как задача, как то, что должен сделать учитель, но не как то, что останется у ученика» (Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Некрасовские чтения «Компетентностный подход в образовании»).

Не менее важный вопрос заключается и в том, насколько готовы эксперты (или посетители урока) достойно оценить урок, на котором учитель создает условия для проявления учениками высшего уровня компетентности – способности пересекать границы правил и создавать новые? Эту готовность легко пронаблюдать, если проанализировать сами критерии экспертизы и анализа урока. Чем они универсальнее (т.е. подходят под любую концепцию), тем менее они инструментальны для перевода целей и ценностей компетентностного подхода в практическую деятельность учителя на уроке.

начальник отдела Московского центра качества образования

Источник: http://girl-gimn.unibel.by/Uchitelskaya/cel.htm

Типология и структура урока

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
13.этап рефлексии

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
выделяются следующие пять типов уроков:
1) уроки изучения нового учебного материала;
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
3) уроки обобщения и систематизации;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно построить забор

Типы уроков по ФГОС — технологические карты

Технологическая карта №1 — Урок усвоения новых знаний

Технологическая карта №2 — Урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)

Технологическая карта №3-Урок актуализации знаний и умений ( урок повторения)

Технологическая карта №4 — Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологическая карта №5 — Урок контроля знаний и умений

Технологическая карта №6 — Урок коррекции знаний, умений и навыков

Технологическая карта №7 — Урок комбинированный

По решению проблем:

— знать различные клишированные фразы повседневного обихода, связанные с приветствиями, вести мини- диалог

— уметь вести разговор по ситуации: называть свое имя, узнавать возраст друга, называть животных,

— учащиеся владеют новой лексикой по теме, фонетическими, орфографическими

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

— ·читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного — содержания и с полным пониманием);

-·устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сферах;

-·в устной форме кратко рассказывать о себе, окружении, пересказывать информацию, выражать мнение, давать оценку;

-·умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию (письмо).

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

навыками, новыми грамматическими структурами

Как правильно формулировать цели урока?

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

Примеры воспитательных целей:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

С воспитательной и развивающей целями разобрались.

Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

Источник: http://poisk-ru.ru/s20043t2.html

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

Постановка целей урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Что же такое цель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.

Планирование уроков учителя начинают с определения темы урока и подбора методов обучения.

На второй строке в плане урока учитель пишет цель урока, но довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока . Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что учитель сможет объяснить ученику, чему он должен научиться за урок. Понимание учебной цели учениками позволяет им стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность.

Учебные цели, это не название темы урока: это четкое и ясное описание учебных целей ваших учеников.

Если учитель хочет, чтобы ученик учился управлять собой в учебной деятельности, первую часть урока он посвящает обоснованию цели, активизации заинтересованности, мотивированию.

Обеспечить же самый высокий уровень мотивации учащихся лучше всего удается, когда дети участвуют в постановке цели. Правда, этот способ трудоемкий и занимает относительно много времени, но при определении крупных целей, например, в изучении блочных тем он незаменим.

П редлага ю педагогам следующую процедуру постановки целей :

— определить цель и задачи операционально;

— обеспечить полноту задач, необходимых для достижения цели;

— обеспечить понимание цели, задач исполнителями;

— добиться принятия заданий исполнителями, т.е. готовности их выполнять.

При этом для обеспечения большей мотивирующей силы следует соблюдать следующие правила :

1) чтобы цель была известна и понятна всем, кто будет ее реализовывать, обеспечьте участие исполнителей в постановке этой цели;

2) не следует ставить слишком отдаленные цели, чем ближе цель, тем больше она мобилизует;

3) постановка легких для достижения целей расхолаживает;

4) ученик более активен и прикладывает больше усилий для достижения тех задач, которые он ставит перед собой сам. Стройте урок так, чтобы предоставить учащимся возможность в результате анализа своих затруднений самим формулировать задачи, но обязательно обсуждайте их с ними;

5) нельзя допускать неоперациональной постановки цели и задач, т.к. они неконтролируемы;

6) необходимо обеспечить, чтобы совокупность задач обусловливала достижение цели.

При соблюдении этих правил, проведении серьезной аналитической и прогностической работы поставленная цель урока может обладать пятью основными свойствами (по В.С.Лазареву и М.М.Поташнику):

1) полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата;

2) операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

3) временной определенностью;

4) реальностью (соответствием возможностям);

5) побудительностью (соответствием мотивов учителя и учащихся).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как правильно отрегулировать клапана на ямз 236

Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

— цели деятельности учителя;

— цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

— цель должна быть конкретна;

— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

1.Цели обучения должны быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей и тем самым вызывать высокую активность (это положение надо помнить постоянно).

2.Цели должны быть принципиально достижимыми, в противном случае они приводят к «самоотключению» учащихся от решения поставленных задач.

3.Цели должны осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию.

4.Цели должны быть конкретными, в то же время перспективными, с мотрящими в завтра.

5.Цели должны быть пластичными, меняющимися с изменением условий. (Бабанский Ю.К)

Цели становятся носителями методической функции в том случае, если:

язык целеполагания становится доступным и понятным как учителю, так ученику и родителям (точность и понятность формулировок);

при конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (основными структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними);

представление требований стандарта на языке целей (методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. В традиционной методике по большинству учебных предметов ни методисты, ни учителя не обращали должного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении цели);

обеспечение при формулировании цели ее диагностируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели);

строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании.

Источник: http://www.metod-kopilka.ru/rekomendacii_po_postanovke_celey__uroka-34962.htm

где представлено мастерство целеполагания

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»

«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет.»

Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока — ТЦУ):

  1. познавательный аспект (обучающая цель)
  2. развивающий аспект
  3. воспитывающий аспект

Ключевое слово здесь » триединая «. То есть цель по своей сути одна! И урок — единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.

Триединая цель урока — это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.

  1. обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
  2. развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков
  3. следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)

Познавательный аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

Воспитывающий аспект ТЦУ

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, «учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка — творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

От цели к задачам…

В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  1. выяснить основные отличия…
  2. раскрыть особенности…
  3. продолжить формирование навыков работы с документами..
  4. развивать умения высказывать свою точку зрения…
  5. формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач :

  1. развивать организаторские качества;
  2. развивать инициативу творчества и т.д.

Образцы формулировки некоторых развивающих задач:

  1. развивать критическое мышление;
  2. развивать умения вести диалог;
  3. развивать логическое мышление;
  4. развивать элементы воображения и т.д.
  1. Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо достичь в заданный промежуток времени.
  2. Чтобы эффективно управлять производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и помогают открыть возможности создания более высокой потребительской ценности.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ

  1. обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем
  2. обеспечить формирование умений.
  3. установить уровень знаний по теме.
  4. обеспечить обобщение изученного материала по теме.
  5. обеспечить систематизацию изученного материала по теме.
  6. обеспечить отработку умений учащихся.

создать условия для:

  1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
  2. аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
  3. развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
  4. развития мировоззрения;
  5. развития навыков устной и письменной речи;
  6. развития памяти;
  7. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
  8. развития эстетических представлений и художественного вкуса;
  9. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
  10. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  11. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  12. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
  13. развития у обучающихся рефлексивной деятельности
  14. развития способности четко формулировать свои мысли;

создать условия для:

  1. воспитания уважения к своей Родине;
  2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
  3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
  4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
  5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
  6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
  7. подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
  8. формирования взглядов (привычек, идей…);
  9. воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
  10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
  11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
  12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
  13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
  14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
  15. воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
  16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.

Источник: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sovremennyy-urok/lekciya-2-rekomendacii-po-formulirovke

Ссылка на основную публикацию